Рыбалка троллингом от А до Я

48
0

Рыбу можно ловить различными способами, но наиболее эффективным способом ловли хищной рыбы на реке является trolling под бензомотором.

Здравствуйте рыболовы!

Надо сказать что троллингом прекрасно ловится практически все хищные рыбы, это в первую очередь щука судак, окунь и зачастую сом.

Почему мы говорим зачастую сом, потому что в принципе, конечно эффективнее чем ловля квоком для сома снасти не придумано, поэтому в общем-то квок конечно превосходит троллинг, но при правильном подходе троллингом можно очень эффективно ловить и сома, кроме того на троллинг при правильном подходе можно ловить также голавля, жереха, язя и многих других рыб.

Многие рыболовы недолюбливают троллинг, считая это занятие неспортивным и неинтересным.

Надо сказать, что это конечно совсем не так, потому что для того чтобы эффективно ловить рыбу троллингом нужно очень хорошо разобраться во всем.

К примеру мы очень часто встречаем у рыболовов которые упакованы что называется по последнему слову техники, однако стабильно и целенаправленно ловить рыбу троллингом они так и не научились.

Дело в том что для того чтобы хорошо ловить рыбу троллингом, нужно иметь не только высококачественное и правильное оснащение, но еще уметь думать и анализировать постоянно меняющуюся ситуацию.

Говоря о троллинге следует учитывать что у троллингистов существуют и противники, конечно эффективность троллинга очень высока, но противники данного способа ловли выдвигают несколько аргументов.

Первый аргумент, что троллингом ловить не интересно и не спортивно, а второй аргумент, что троллинг наносит большой ущерб популяции хищника в водоеме.

Первое высказывание конечно комментировать даже не хочется, потому что в общем-то как раз что троллингом ловить спортивно и интересно, а вот второй аргумент требует пристального к себе внимания.

Дело в том, что действительно троллинг позволяет очень быстро и очень эффективно ловить хищную рыбу, в первую очередь это касается щуки и если конечно троллингист несознательный, если он не рыболов, можно сказать не спортсмен, а добытчик, то конечно при неконтролируемом троллинге водоемов, если прессинг троллингистов слишком большой на водоем, то водоем очень быстро лишается основного запаса хищника, то есть экологическое равновесие в водоеме нарушается, запасы хищников в водоеме оказываются подорваны и в первую очередь это как мы уже сказали касается щуки, потому что если водоем например не знал троллингистов, то в нем существует определенное количество крупной щуки и как только появляются троллингисты, в первую очередь как правило выбивается именно крупный хищник.

Особенно рыболовный троллинговый прессинг сказывается на небольших реках, это в первую очередь малые и средние реки, именно в этих реках быстрее всего выбивается хищник, на крупных реках тоже имеет место вылов крупного хищника, но конечно там масштабы не столь печальные.

Надо сказать что троллинг благодаря именно вот этой своей черте, во многих европейских странах запрещен, и в общем-то троллингистов даже постепенно из пресноводных водоемов вытесняют в море, конечно в море эффективность троллинга оспаривать никто не может, потому что на

больших просторах найти рыбу кроме троллинга, другим способом практически невозможно, но в тех местах пресноводных водоемов где троллинг разрешен почему бы не ловить этим способом.

Надо сказать, что если грамотно подходить к вопросу троллинга, если получать удовольствие от лови, то со временем у каждого троллингиста будет такая дилемма, что делать с рыбой, брать её с собой или отпускать.

По нашему мнению конечно лучше всего брать рыбы столько, сколько вы можете съесть, для еды, остальную рыбу лучше отпускать, это касается в первую очередь крупных экземпляров, какой смысл словить крупную щуку которая растет много лет и забрать её для еды, мясо не вкусное, что с ним можно сделать, котлеты, еще как-то приготовить особенным способом.

Поэтому в принципе, лучше всего конечно крупную рыбу, которая поймана при ловли троллингом отпускать и мы конечно не призываем, поймал рыбу и тут же её отпустить.

Самое интересное это то, что процесс ловли, как вы смогли победить эту рыбу, каким способом победили, как происходила борьба и кульминация такой борьбы.

По нашему мнению, должна быть или фотография, или видео материал, отснятый во время борьбы с этой рыбой, ведь если вспомнить например своих друзей, то если вы например словили щуку на примерно 12 килограмм, на 15 килограмм при ловли троллингом и показываете фотографию этой щуки своим друзьям, то разве у вас кто-нибудь хоть раз просил вкусная была эта щука или нет, все в первую очередь восхищаются размерами этой рыбы, причем именно рыбы которая еще живая, то есть вы достали рыбу у неё все плавники растопырены, она красивая, она еще продолжает борьбу, в этот момент ее конечно надо очень аккуратно освободить от крючка, реанимировать, то есть не сразу отпускать, а посмотреть, поддержать, аккуратненько в руках воде по двигать вперед-назад чтобы в жабры попала вода насыщенная кислородом и когда уже рыба придет себя, только тогда ее отпустить.

Ведь никто из ваших друзей никогда не спрашивал вкусная это рыба была или нет, то есть вызывает восхищение фотография и поэтому всегда помните, что крупная рыба, это генофонд хищника в данном водоеме, именно она дает наиболее полноценное потомство, лучше всего конечно отпускать, берите для еды килограммовую, полутора килограммовую, 2-3 килограммовую щуку или другую хищную рыбу, а более крупных конечно лучше отпускать, предварительно сделав фотографию или отснять видео материал, по нашему мнению это будет правильней всего и тогда у противников троллинга не будет аргументов.

Если говорить о ловле щуки троллингом, то хочется задать вопрос.

Почему щука, в первую очередь именно щука так хорошо ловится троллингом?

Это конечно не только щуки касается, но в первую очередь это касается конечно щуки.

Есть несколько причин.

Во-первых, замечено что щука очень хорошо реагирует на работающий бензомотор, звук или вибрация, тут трудно сказать что конкретно и что является первопричиной, но факт остается фактом.

По тому месту где вы ловите например троллингом под бензомотором, вы можете словить одну, две, три щуки, то по этому же месту например изначально пройтись на электромоторе, или на веслах и не увидеть поклевки, или пройтись тут же на бензомоторе и пойдут поклевки.

Почему это происходит.

Потому что вибрация возбуждающая, щука как бы просыпается переходит в агрессивное состояние, в активное и реагирует очень хорошо практически на любую приманку, это первый факт.

Второй факт в том, что приманка, чаще всего воблер, при троллинге занимает рабочую глубину и все время когда лодка движется приманка находится на определенном горизонте, то есть если горизонт выбрал правильно, то при троллинге получается самый дальний пробег приманки, то есть расстояние которое прошла лодка и расстояние которое прошла приманка в нужной зоне, они равны, и ни в одном любом другом виде ловли спиннинговой, такого не происходит.

Троллинговое оснащение.

Под троллинговым оснащением понимаются такие снасти и вещи, без которых троллинг невозможен.

Это в первую очередь, правильно подобранная снасть.

Второе, правильно подобранные троллинговые приманки.

Третье это лодка, мотор, эхолот и спутниковый навигатор.

Вот это вот необходимый минимум, который необходим для того чтобы эффективно ловить рыбу троллингом.

Лодки для троллинга.

Для ловли троллингом на реке, требования к плав средству не столь жесткое, как при ловле например на большом водохранилище, или на огромном естественном озере.

Почему, потому что река как правило, даже большая река, она защищена от воздействия ветра, который даже небольшой ветер, например на большом водохранилище может поднять очень большую волну, на реке такое случается крайне редко и только очень сильный порывистый ветер мешает ловле троллингом в непогоду.

Поэтому в принципе, для ловли на реке подойдет в общем то любая более-менее надёжная лодка, все лодки можно разделить условно на две категории, это корпусные лодки, изготовленные из пластика, алюминия, металла или дерева, или надувные лодки.

Корпусная лодка хороша тем, что в ней гораздо больше места чем в надувной лодке, но у нее есть и минусы.

Основными минусами является меньшая надежность, то есть корпусная лодка гораздо легче переворачивается и в ней в общем-то опасней плавать, с одной стороны, потому что она не обладает такой устойчивостью как надувная лодка, и во-вторых ее трудно перевозить, то есть для нее надо или какой-то прицеп и место в гараже, или место на охраняемой стоянке, то есть определенные проблемы, зато спуск на воду занимает буквально секунду.

Надувная лодка конечно для городского жителя гораздо удобнее и на сегодня наиболее эффективное наиболее удобно использовать надувные лодки из пвх с твердым дном, то есть настил какой-то на дне, для того чтобы в лодке можно даже было постоять.

Лодки надувные из пвх они на сегодня для троллинга подходят очень хорошо и для городского жителя это наиболее удобная лодка, потому что их можно перевозить в багажнике автомобиля подъезжать к любому месту на реке и хранить в то же время совершенно спокойно даже в квартире.

Если говорить о длине лодок из пвх, то конечно для троллинга минимальная длина лодки, если вы рыбачите вдвоем, а в принципе для ловли троллингом наиболее эффективно и как бы годами сложившейся такой стереотип, что удобнее всего использовать два человека в лодке, то есть рулевой и один рыболов, то есть три человека это уже перебор и один человек для ловли троллингом не очень удобно, то есть экипаж два человека это наиболее оптимально.

Так вот, для двух человек, если говорить о надувных лодках из пвх, минимальная длина лодки должна быть где-то 3.3 метра, оптимально 3.6 - 3.8 - 4.2 в такой лодке очень удобно разместиться, можно разместить снаряжение, поставить стульчик установить держатели для спиннингов и не будешь чувствовать себя в стесненных условиях, это основные требования которые предъявляются к лодке.

Говоря о надувных лодках из пвх, мы обходим вниманием резиновые надувные лодки, в принципе их тоже можно использовать для троллинга, но у них недостаток какой.

Дело в том, что троллинг обычно подразумевает собой использование бензомотора, так вот, под бензомотором резиновые надувные лодки они ведут себя подобно сосиски, то есть они болтаются из стороны в сторону и не имеют той жесткости которая необходима нам при ловле с бензомотором, поэтому надувные лодки можно использовать при ловли троллингом, если мы используем только самые маломощный бензодвижки.

Бензомоторы для троллинга.

Говоря о бензомоторах следует сразу сказать, что если вы собираетесь купить новый мотор, то лучше конечно сразу насобирать денег и выбрать что-то из импортных двигателей.

Почему, если вы конечно не имеете золотые руки и никогда в жизни не разбирали не собирали бензомоторы, то конечно импортные моторы это будут находка, потому что они требуют к себе минимального внимания и ухода, но конечно соблюдаться необходимо правила эксплуатации, но собирать разбирать на каждой рыбалке вам двигатель не придется, поэтому от советских двигателей, бывших советских двигателей, лучше отказаться, даже если это новый двигатель.

Если говорить о импортных моторах то сразу стоит вопрос, двухтактные моторы или четырехтактный, с одной стороны четырехтактный двигатель конечно предпочтительнее чем двухтактный, потому что они тише работают, ощутимо тише работают, но тише работают четырехтактные двигатели именно на малых оборотах, на больших оборотах у них громкость сопоставимая с двухтактными двигателями и они имеют чуть меньше расход, надо сказать что расход четырехтактных двигателей практически сравним с двухтактными двигателями, если мощность мотора не больше 20 лошадиных сил, так как в троллинге на реке используются как правило не очень мощные моторы где то до 20 лошадиных сил, то тут преимущество четырехтактных двигателей сводится на нет и надо сказать что четырехтактный двигатель во-первых тяжелей и гораздо сложнее в обслуживании и если вдруг что-то поломается двухтактный двигатель починить гораздо проще чем четырехтактный.

Поэтому при выборе мотора для троллинга, по нашему мнению лучше всего остановить свой выбор на двухтактных двигателях.

Теперь о мощности мотора.

Тут нужно исходить тоже из нескольких соображений, если вы живете на реке или вы хорошо знаете реку, знаете подъезды к реке и знаете участок реки, то вам вполне подойдет самый маломощный бензомотор одноцилиндровый.

Надо сказать что в данном случае мы сейчас рассматриваем двухтактные одноцилиндровые моторы мощностью от 2 до 5 лошадиных сил, если вы выбрали именно маломощный двигатель, то имейте ввиду, что с двумя рыболовами ни одна лодка не будет в состоянии быстро передвигаться, максимальная скорость на которую рассчитаны данные маломощные бензодвигатели, где-то порядка от 11 до 15 километров в час, это на стоячей воде, на реке скорость гораздо меньше, если вы двигаетесь против течения, потому что скорость течения надо вычитать, то есть на реке где-то в лучшем случае вы будете двигаться 12-13 километров в час, на 5 сильном движке, на 2 сильном движке вы будете двигаться где-то 8-9 километров в час, это максимум, но для троллинга это вполне подходит, и надо сказать что импортные двухтактные двигатели, даже одноцилиндровые довольно устойчиво работают на малых оборотах и никакой проблемы при ловли троллингом нет, чуть больше вибрация у одноцилиндровых двигателях чем у двух цилиндровых, но тем ни менее они прекрасно подходят для троллинга, и надо сказать, что малые бензодвигателя они имеют очень небольшой расход бензина, причем на самых слабеньких движках расход может где-то доходить до 1 литра в час, то есть вы с собой берете канистру например 5 литров топливной смеси и вам этого количества вполне хватит на целый день рыбалки, конечно если вы используете более мощный движок, то запас бензина надо возить собой однозначно гораздо больше.

Поэтому если вы не предполагаете большие переезды с места на место и вы сразу приезжайте на хорошее место и вам не надо куда-то далеко ехать на перспективную яму какую-то, или на перспективную точку на расстоянии более 5 километров, не нужен мощный бензодвижок, а если же река например не предполагает большого количества подъездов и подъехав к реке, спустив лодку на воду, вам необходимо перед тем как начать ловить передвигаться на 5-6-7 и больше километров от места лагере, то конечно без мощного движка вам уже не обойтись.

Под мощным двигателем мы понимаем тот двигатель который в состоянии выводить надувную лодку из пвх с двумя рыбаками на глиссирование, в глиссирующем режиме резко снижается расход бензина и скорость увеличивается.

Так вот, как показывает практика для надувной лодки из пвх длиной 3.3-3 6-3.8-4.2 метра, для того чтобы вывести на глиссирование два человека, минимум нужно восемь лошадиных сил двигатель двухтактный, лучше конечно 10, а еще лучше 15, 15 лошадиных сил это оптимальный в принципе по мощности двигатель, который без проблем перевозит двоих рыболовов с большим количеством снаряжением на высокой скорости в глиссирующем режиме.

И надо сказать, что надувные лодки из пвх под мощным мотором где-то порядка 15 лошадиных сил, могут передвигаться со скоростью порядка где-то 30-35 километров в час, это максимальная скорость, конечно на такой скорости очень быстро можно перескочить с места на место и за короткое время, обследовать большой участок реки, и вообще даже для разведки мощный мотор очень перспективен, потому что вы можете очень быстро переехать и посмотреть на эхолоте все наиболее перспективные места, наметить эти места и потом обловить.

Но минусы тоже конечно есть, потому что двигатель мощный двух цилиндровый, а начиная с 8 лошадиных сил и выше все двигатели однозначно 2-цилиндровые и поэтому он расходует гораздо больше топливной смеси и тут уже говорить о расходе такого двигателя, где то уже будет расход 5 литров в час, а может даже и выше, в зависимости от того на какой скорости вы двигаетесь, при троллинге чуть меньший расход, при передвижениях чуть больше.

Отдельно остановимся на процентном соотношении масло в бензине, дело в том, что на сегодня под влиянием зеленых во всем мире принято, двухцилиндровые движки которые считаются грязными, экологически грязными двигателями, все производители как бы призывают к тому, чтобы даже на самом моторе на котором написано 1 к 100, то есть на 100 частей бензина одну часть масла.

Однако следует учитывать такой момент, что при таком малом количестве масла даже если масло высококачественное, ресурс двигателя снижается и производители даже готовы пойти на это, но лишь бы зеленые не так давили на них, для двигателя вообще гораздо полезнее когда соотношение масла 1 к 50 или 1 к 75 для троллинга.

Непосредственно для троллинга лучше конечно использовать бензиновую смесь менее насыщенную маслом, то есть где то 1 75 или даже 1 к 100, потому что именно на малых оборотах износ двигателя минимальный и масло много не надо, если же мы хотим быстро передвигаться с места на место, то конечно уже двигатель работает в более форсированном режиме и тут уже лучше больше масла.

Поэтому некоторые рыболовы имея мощный двигатель, даже возят собой два бака, один бак для троллинга, где наименее насыщенное маслом бензиновая смесь, а другой бак для перемещения, в котором больше масла.

Многие рыболовы изначально сразу замешивают 1 к 50 и на этой смеси двигаются и при троллинге при быстрых перемещениях, но нужно сказать что сильно насыщенная маслом бензиновая смесь тоже не всегда хорошо при троллинге, потому что на малых оборотах масло не успевает прогорать и маслом забиваются свечи и в результате за рыбалку нам по несколько раз приходится выкручивать свечи, чистить их или менять на новые, иногда нужно проходить на более быстрых оборотах двигателя, так называемая перегазовка двигателя, чтобы очистить свечи.

Эхолот для троллинга.

Эффективная ловля троллингом совершенно невозможно без использование эхолота, эхолот нужен для того чтобы постоянно отслеживать меняющейся рельеф дна, для ловли троллинга в принципе подойдет любой эхолот и тут не стоит гнаться за слишком сильным разрешениям экрана или за какими-то наворотами, самое главное чтобы эхолот четко показывал структуру дна и рисунок дна, это очень важно.

На что следует обращать внимание при выборе эхолота, так это на то, какое количество импульсов в секунду может выдавать датчик эхолота максимально, дело в том что если вы предполагаете быстрое перемещение на лодке с мощным мотором в глиссирующем режиме, то не все эхолоты работают, а работают те эхолоту которые имеют минимум 30 импульсов в секунду, вот на это обращать надо внимание, тогда быстро перемещаясь вы будете четко смотреть на экране эхолота картинку, если у вас эхолот меньше импульсов в секунду выдают, то конечно рельеф дна отслеживать в глиссирующем режиме будет проблематично.

Если же вы двигаетесь на лодке с маломощным бензомотором, то вам подойдет в принципе любой эхолот который рисует на мониторе просто картинку дна, пиксели и все остальные на вороты они уже не столь важны.

Для питания эхолота лучше всего конечно использовать герметичный аккумулятор емкостью семь ампер часов, такой аккумулятор проще всего купить в компьютерной фирме которая торгует системами бесперебойного питания для компьютеров, причем купив даже можно блок бесперебойного питания там сразу есть и зарядное устройство и сам аккумулятор, как правило это семи амперный аккумулятор и тем самым вы полностью лишаетесь проблемы подпитки аккумулятора в домашних условиях.

Навигатор это прибор который очень эффективен при ловле троллингом, он рисует маршрут по которому идет лодка и в состоянии записывать точки наиболее перспективные, с одной стороны конечно на реке он не столь нужен, как например на большом водоеме где уловистые точки расположены далеко от берега и трудно на них выйти без навигатора, но тем не менее на реке основным предназначением навигатора является то, что плывя по реке мы отмечаем наиболее уловистые точки и потом в следующий раз мы можем уже к этим точкам просто поближе подъехать на машине и нам меньше надо будет плыть по реке, вот в этом плане навигатор конечно в речной ловле троллингом он имеет основное свое предназначение.

Надо сказать, что помимо определения координат, навигатор нужен троллингисту для точного определения скорости передвижения лодки, это очень важно, потому что зная скорость передвижения лодки мы можем подобрать наиболее оптимальную скорость для работы того или иного воблера.

К примеру мы идем, скорость в районе трех километров в час, по идеи три километра в час именно на данной реке, данным воблеров оптимальная игра, получается если бы течение реки было чуть быстрее или чуть медленней, нам бы пришлось подбирать другую скорость, при которой я рукой ощущаю игру воблера.

Следует только учитывать, что на реке скорость которую выдает навигатор, если мы движемся против течения эта скорость относительно берега, а не скорость относительно потока воды, а для воблера очень важно именно скорость относительно потока воды, поэтому навигатор чтобы хорошо работал на реке и чтоб вы знали реальную скорость относительно потока воды, сначала надо проплыть на лодке вниз по течению с выключенным двигателем и замерить скорость течения реки и потом когда мы идем уже против течения мы учитываем скорость течения реки и скорость передвижения относительно берега и знаем реальную скорость перемещения воблера относительно воды.

Удилища для троллинга.

Надо сказать, что при выборе удилища для троллинга, конечно требования не столь жесткие, как например при выборе удилища для джиговой ловли, однако требования есть и сейчас коротко остановимся на каждом из них.

Во-первых это длина удилища для ловли троллингом.

Можно использовать удилище в принципе любой длины, даже очень короткие и очень длинные, но наиболее оптимальным удилищем будет длина удилища где-то в порядка от 2.4 до 3 метров, такие удилища наиболее эффективно позволяют ловить троллингом и выполнять своевременную подсечку, эффективно вываживать рыбу и они в общем-то не утомляют во время ловли.

Удилища конечно для троллинга к весу не испытывает таких жестких требований как в джиговой ловле, но в принципе конечно чем легче тем лучше, но следует учитывать что удилища в троллинговой ловле подвергается гораздо большим нагрузкам, в том случае если мы быстро переезжая с места на место удилище лежит оно подпрыгивает стучит друг от друга, колено удилища или удилище о дно, потому что обычно в лодке 2 рыболова и по этой причине конечно удилище должно быть живучее, а для того чтобы оно было живучие, необходимо чтобы оно имело довольно таки толстую стенку, удилища с толстой стенкой конечно гораздо более предпочтительно, потому что оно имеет гораздо больший ресурс живучести.

Теперь по материалу удилища.

Материал удилища может быть любой, но конечно удобнее всего использовать графит, толстостенной графит, причем не надо высоко модульный, средний или низкомодульный графит.

Находят применение композитные спиннинги, то есть сделанные из стекла и графита, где-то 50 на 50.

Стеклянные спиннинги не очень хороши потому что они слишком мягкие и не очень эффективно можно управлять приманкой, потому что под работающим воблером, а если воблер имеет например большую лопатку, то спиннинг нагружается и слишком мягкий спиннинг он просто будет перегружен при ловле на троллинг.

Надо сказать что при троллинге наиболее оптимальный тест удилища будет, нижняя граница теста где-то начиная от 15-20 грамм и верхняя где-то 60-70 грамм, в некоторых случаях если мы используем очень упористые дайверы которые глубоко заныривают, оказывают сильное сопротивление, с такими дайверами конечно необходимо удилище которое имеет верхнюю границу теста где-то порядка 120 грамм, потому что с более слабыми удилищами они просто страшно перегружают удилище и невозможно контролировать проводку.

Теперь о рукоятке спиннинга.

Рукоятка спиннинга при ловле троллингом однозначно эффективнее длинная, то есть двойная рукоятка, ни в коем случае не следует использовать при троллинге коротенькие рукоятки которые буквально не длиннее локтя, когда удилище держим в руках, потому что при вываживании рыбы очень утомляется рука, с длинной рукояткой гораздо удобней.

Материал рукоятки может быть пробка, если вы держите спиннинг в руках, если вы используете всевозможные держатели для спиннингов, тут пробка быстро выкрашивается в них и для них уже лучше конечно дуплоновая рукоятка, если вы используете мультипликаторную катушку при ловли троллингом, то на наш взгляд однозначно эффективнее чем безынерционная катушка, то необходимо использовать специальное удилище под мультипликаторную катушку с курком триггером, так называемым и двух лапые кольца.

Катушки для троллинга.

По нашему мнению на сегодня альтернативы при ловли троллингом мультипликаторной катушки нет, многие рыболовы используют безынерционные, но мультипликатор гораздо удобнее.


Дело в том, что существуют мультипликаторные катушки со счетчиком лески, но если у нас в мультипликаторе бегает лесоукладыватель, то при помощи вот этого пробега лесоукладывателя мы можем четко определять длину лески, с безинерционкой этого сделать невозможно и к примеру, на мультипликаторе я делаю полный пробег лесоукладывателя в одну сторону и возврат в начальную точку, так вот, при таком пробеге, то есть влево, вправо, у нас данный мультипликатор сдает примерно где-то 5 метров лески и тем самым я во время ловли всегда четко контролирую то, на каком расстоянии у меня работает воблер, это очень важно при ловли троллингом, особенно когда вы нашли рабочую глубину для приманки, чтобы постоянно воблер у нас работал на той глубине на который нужно и это очень легко контролируется при помощи мультипликатора.

Естественно длину пробега лески, сколько лески издает мультипликатор при полном пробеге лесоукладывателя нужно проверить заранее дома с помощью рулетки.

При выборе мультипликатора для троллинга следует обратить внимание на то, какой это мультипликатор, лево ручный или право ручный, для троллинга если вы правша и если вы сидите на моторе, то соответственно вы левой рукой управляете мотором, а правой рукой вы удерживаете спиннинг с мультипликаторной катушкой и конечно для вас гораздо эффективней и удобней будет использовать мультипликаторную катушку лево ручную, потому что для того чтобы подмотать например мультипликаторной катушкой с право ручной, нам необходимо переложить спиннинг в левую руку отпустить мотор, подмотать, потом переложить и опять взяться за мотор, это неудобно, поэтому если вы рулевой на лодке, то вам удобнее лево ручный мультипликатор, но тут тоже есть выход из положения потому что вы можете просто право ручный мультипликатор с удочкой перевернуть, он будет у вас смотреть вниз и вы можете тоже самое сделать с этим же самым мультипликатором, единственно только теперь вам придется подматывать леску в обратную сторону, а отпускать шпулю, разблокировать указательным пальцем, а небольшим как если он расположен сверху, так что всегда выход из положения есть.

Если говорить о безынерционных катушках, то у них конечно тоже есть плюс, этот главный плюс заключается в том, что если у мультипликатора у нас постоянно включен мгновенный стопор, это не очень удобно при вываживании рыбы, потому что мы четко полагаемся только на безупречную работу фрикционного тормоза, у безынерционной катушки во время вываживания мы можем отключить мгновенный стопор и непосредственно рукой сдавать леску, то есть подстраховывать фрикционный тормоз, это удобнее чем у мультипликатора.


Поэтому этот плюс очень эффективно использовать и необходимо о нем тоже помнить.

Во время ловли троллингом фрикционный тормоз катушки должен быть настроен идеально, то есть в принципе он должен быть настроен таким образом, что воблер работает и фрикционный тормоз держится, чуть воблеру стоит зацепиться за что-нибудь на дне, фрикционный тормоз начинает срабатывать и стравливать леску, это нужно для того, чтобы вы не теряли воблеры, или для того чтобы у нас просто не вырвало спиннинг из рук, потому что в случае зацепа лодка идет и не всегда успеваешь быстро заглушить двигатель и возможно оторвать дорогостоящую приманку, поэтому фрикционный тормоз настроенный очень важно, и после того как рыба клюнет, тогда имеет смысл, можно быстро поджать тормоз, поджали и пошли дальше вываживать, это проблем нет, но во время ловли он должен быть практически ослаблен, это очень важно.

На сегодня при троллинге альтернативы плетеной лески нет, почему это происходит.

Во первых, плетенка не растяжимая и это позволяет нам очень хорошо контролировать работу приманки, чаще всего воблера и не растяжимая плетенка нам наиболее эффективно позволяет это сделать, кроме того плетёная леска довольно таки прочная и имеет при этом минимальный диаметр, поэтому с плетеной леской воблер может за нырнуть глубже чем с моно леской аналогичной по прочности она будет толще и соответственно будет оказывать влияние на заглубление воблера, будет мешать воблеру занырнуть, поэтому плетёная леска конечно альтернативы на сегодня нет.

Если говорить о прочности плетеной лески, то для троллинга на наш взгляд наиболее оптимальной прочностью плетенки будет где то 10 килограмм, но в некоторых случаях для того чтобы воблер наш занырнул поглубже, приходится использовать плетенку более тонкую, где-то с разрывной нагрузкой порядка четырех килограмм, естественно с более тонкой плетенкой у нас возрастает риск потерять воблер на зацепе, но зачастую приходится идти на это, с 10 килограммовой плетенкой на разрыв мы чаще всего совершенно спокойно можем разогнуть тройник и спасти воблер даже без использования отцепов.

В лодку необходимо собой всегда брать зевник, хирургический зажим для извлечения крючков, багор и кукан и кроме того еще иметь отцеп, если мы рыбу хотим сохранять в лодке то конечно необходимо какую-то просторную корзину, в которой рыба будет лежать у нас, чтобы она если начнет двигаться не пробила резиновую или на надувную лодку из пвх, если мы имеем дело со щукой и например есть вероятность поклевки сома, то обязательно нужно использовать стальную поводу.

По нашему мнению на сегодня альтернативы стальному паводку из гитарной струны нет, потому что он наиболее простой, наиболее надежный и тонкий, на игру воблера дайвера как правило которые используются при речном троллинге, он не оказывает никакого влияния.

Единственно какой момент, поводок из гитарной струны, длинным его сделать довольно сложно, потому что он начнет уже извиваться и не будет прямым, а можно выйти из положения очень просто, взять и соединить два поводка струнных, тем самым мы увеличиваем длину и тем самым сделаем двухсекционный поводок, могли бы сделать и трехсекционный.

Длинный поводок зачастую нам нужен если мы ловим на местах где есть вероятность встречи с ракушкой которая облепляет водные препятствия и зачастую приманка, леска, натыкается и перерезается, многие думают что это поклёвка щуки, но на самом деле это просто перерезалась плетенка о острую ракушку и поэтому зачастую именно длинный поводок предназначен для того чтобы спасти саму плетенку, но по поводу того что хищная рыба конечно перекусит не перекусит,

со стальным поводком она конечно справиться не может и наиболее оптимальной длиной поводка из струны где-то будет длина порядка 15-20 сантиметров, если мы соединяем два поводка, то длина у нас уже увеличивается до 30-35-40 сантиметров, этого принципе с головой хватает при поклевки щуки.

Приманки для троллинга.

В первую очередь в речном троллинге чаще всего применяются воблеры всевозможные, и если говорить о приманках для троллинга, чем они отличаются от обычных воблеров, например троллинговые воблеры.

В первую очередь конечно бросается в глаза цена, как правило троллинговый воблер он гораздо дороже чем обычный воблер который предназначен для ловли спиннингом.

Почему это происходит.

Дело в том что требования к троллинговому воблеру гораздо выше чем к обычному воблеру и разница тут кроется в том, что обычный воблер предназначен для небольшой скорости проводки, а троллинговый воблер, он должен устойчиво работать на скоростях, где то от трех, до семи километров в час.

Подавляющее большинство воблеров не предназначены для того чтобы работать на столь высокой скорости, для того чтобы воблер так хорошо работал на высокой скорости, необходимо совокупность очень большого количества показателей, то есть форма воблера, наклон лопатки, места крепления петельки, огрузка воблера, все это оказывает существенное влияние, если что-то вдруг не так, не до проектировано, то воблер при ловле в заброс прекрасно работает, при ловли троллингом его начинает крутить или по спирали, или он начинает работать на боку, или его сразу выкидывает на поверхность, или коснулся дна и у него игра тут же сбивается, его поворачивает на бок и прежде чем он опять придёт в рабочее положение проходит две три секунды, чтобы этого не происходило необходимо четко распределить обязанности, то есть - есть воблеры троллинговые, есть обычные воблеры и тут какой момент, дело в том, что если вы умеете работать с воблерами, если вы когда-нибудь настраивали игру воблеров и знаете что от чего зависит, то вы в принципе можете из обычного воблера сделать троллинговый воблер и тем самым вы сэкономите немалые деньги и в принципе конечно самому сделать из обычного воблера троллинговый, переделать его довернуть это всегда приятно, и славить на воблер которого в общем то нет ни у кого кроме вас, это эксклюзивность и это интересно.

Сейчас мы расскажем вам как можно обычный воблер превратить в троллинговый и расскажем как можно улучшить игру воблера.

Говоря о наиболее оптимальной скорости троллингового воблера следует признать, что общепринятой наиболее эффективной скоростью при которой ловится наибольшее количество хищных рыб у воблера, это будет скорость порядка 4 километра в час, поэтому в принципе необходимо все воблеры протестировать которые у вас есть, которыми вы собираетесь ловить для троллинга и протестировать их именно на этой скорости, в идеале конечно хороший троллинговый воблер должен работать и на 7 километрах в час и с его игрой ничего не должно произойти плохого, то есть она не должна ухудшится.

Настройка игры троллинговых воблеров.

Говоря о настройке дайверов, следует учитывать что для того чтобы хорошо настроить троллинговый воблер, нам вовсе не достаточно будет большого например аквариума или ванной.

Многие рыболовы как делают, взяли воблер погоняли его ванной, вроде нормально, начинают ловить троллингом и не понимают почему

воблер не в реальных условиях, поэтому для того чтобы оттестировать хорошо воблер, настроить его игру, проверить его возможности, необходимо его погонять именно в реальных условиях, на реальной леске, на реальной скорости.

Для этого необходим gps, чтобы мы четко замерили скорость и посмотреть как он себя ведет в воде на различных скоростях проводки, и первая настройка воблера должна происходить именно в таких условиях, то есть мы взяли все воблеры, выехали на водоем, не ловим рыбу, а просто тестируем воблеры.

Допустим у нас воблер нормально работает, но его клонит в вправо, берем петельку и немножко отгибаем влево и добиваемся такого положения петельки, то есть если мы сильно отогнем влево он пойдет влево, поэтому мы добиваемся такого положения петельки, чтобы у нас воблер шёл прямолинейно.

Если у нас воблер изготовлен качественно, если это достойно производитель проявил себя на рынке воблеров, то есть все сделано у воблера правильно, нету ошибок в конструкции, то воблер уже таким образом можно настроить, но дело в том что дайвер все-таки это сложная приманка и зачастую китайские дайверы хоть и копируют импортные хорошие, например американские, финские воблеры, австралийские, но тем ни менее игры нормальной от них добиться сложно, потому что, что-то ускользает в конструкции, и по этой причине приходится нам кроме вот такой настройки подгибания петельки, еще использовать и другие варианты настроек.

Одним из простейших вариантов настройки игры дайверов следует признать изменение подгрузки, то есть мы в дайвере взяли и при клепали кусочек свинца к нижней части лопаточки и тем самым игра у нашего дайвера изменилась, она стала более стабильная и кроме того дайвер стал глубже чуть-чуть заныривать.

Следующим вариантом изменения игры является, мы берем и на нижней брюшной тройничок припаиваем снизу свинцовую дробинку, тем самым мы тоже немножко смещаем центр тяжести у данной приманки и приманка у нас играет более стабильно и более надежно, поэтому перед тем как, каким-то образом менять игру вашего дайвера попробуйте самые простейшие способы, самый простейший способ это конечно нижней тройник, слегка утяжелить, можно на нижней тройник намотать припой, например взять и припой виде проволочки намотать, тем самым утяжелить центральный тройник и зачастую это помогает, поэтому изначально надо проверить такой способ.

Следующий вариант изменения игры работы у дайвера, на лопатке у дайвера видна петелька, так вот, петельку можно гнуть не только влево-вправо, но ее можно нагнуть немножко вниз и немножко вверх, зачастую это тоже очень сильно помогает и изменяет игру, если мы нагибаем петельку немножко вниз, то у нас дайвер становится более высоко частотным, но стабильность игры у него немножко от этого падает, если мы петельку немножко вверх отгибаем, то есть ближе к корпусу, то у нас дайвер становится более агрессивную игру имеет, то есть более широкие колебания при проводке совершает, но зато более стабильно работает, но с другой стороны он и чуть мельче ныряет.

Более радикально изменить игру дайвера можно, если мы возьмем и петельку вообще переставим.

Дело в том, что есть воблеры у которых петелька впаивается непосредственно в лопасть и никакой оси проволочный проходящий через петельку нет, зачастую такой воблер, чтобы улучшить игру его только в том случае, если мы переставим петельку.

Как петельку переставить.

Мы берем и просверливаем на лопатке ряд отверстий по оси петельки, по центру просверливаем ниже с интервалом в миллиметр и вверх с интервалом миллиметр, лучше всего если у вас несколько данных моделей воблера и вы на одной потренируетесь, найдете оптимальное расположение петельки и потом уже все воблеры оснастить, и таким образом чаще всего когда производители воблеров делают, они ошибаются именно с расположением петельки, то есть они её выносят, или близко к корпусу воблера, или слишком далеко от корпуса воблера.

Поэтому что можно сделать.

Мы заводскую петельку оставляем или её откусываем вообще, просверливаем отверстие, далее берем станочек для выжигания и прожигаем у отверстия выемку в одной плоскости, то есть мы делаем выемку чтобы петля у нас держалась лучше с одной стороны и с другой стороны, потом берем проволоку толщиной где то 0.8 миллиметров, сгибаем в виде буквы п, вставляем в это отверстие, причем когда мы сверлим отверстие мы должны учитывать что толщина сверла у нас должна быть примерно равна толщине проволоки умноженной на 2, то есть если мы используем проволоку 0.8 умножаем на 2, это 1.6 миллиметра у нас должно быть сверло, и тем самым мы сложив проволоку буквой п, сведя концы вставляем в отверстие, с другой стороны разгибаем концы влево-вправо и потом туда копаем супер клей, тем самым мы петлю уже намертво устанавливаем, такая переставленая петля она выдерживает довольно таки существенный вес.

Такие петли можно совершенно спокойно устанавливать по всей длине лопасти, как правило если воблер не играет, лучше всего петлю смещать немножко чуть-чуть на миллиметр ближе к корпусу, чаще всего это помогает.

У некоторых воблеров играют нормально, но мы специально смещаем петлю чтобы изменить игру воблера, то есть на лопатке воблера сейчас две петли, нижняя петля изначально была у воблера, на этой петле воблер нормальный играл, но мы взяли и переставили петлю еще одну на миллиметр выше, тем самым мы имея один воблер имеем два варианта игры, то есть более высокочастотную и более низкочастотную, на нижнем положении петли воблера у нас чуть глубже ныряет, на верхнем положении петли он идет чуть выше, но зато выдерживает большие скорости проводки и имеет широкую амплитуду колебания.


Для большей устойчивости мы еще на лопаточку вниз наклепали кусочек свинца, тем самым у нас один воблер заменяет сразу два воблера, потому что мы в зависимости от того, к какой точке крепим леску, у нас разная игра у воблера.

После того как мы настроили все воблеры, они у нас работают на различных скоростях проводки, вплоть до семи километров в час.

Теперь нам что необходимо сделать.

Нам необходимо провести лабораторную работу и определить для данной катушки, для данной лески плетеной которая намотана на эту катушку, определить на какую глубину может занырнуть наш каждый воблер с выполнением всех условий, например мы возьмем и будем водить все воблеры на скорости 4 километра в час и проверим на какую глубину максимально может заглубиться каждый воблер.

Для этого нам необходим эхолот и необходим навигатор, записная книжка и фломастер.

Что мы делаем, мы берем воблер, например цепляем его к леске и начинаем отпускать, скорость лодки четыре километра в час, выбираем чтобы у нас была одинаковая глубина, то есть лодка у нас плывет все время над одинаковой глубиной и начинаем отпускать леску, то есть отпустили на 5 метров, по пробегам лесоукладывателя, на 10, на 15, на 20 метров и на 25 метрах вдруг воблер застучал у нас по дну лопаткой, хорошо записали это в блокнотик, сместились немножко теперь на

лодке глубже, отпускаем еще дальше воблер и смотрим до какой максимальной глубины у нас может занырнуть воблер.

Дело в том что глубина заныривания воблера очень сильно зависит от длины лески и от толщины лески и если дальность отпуска воблера такова при которой воблер уже перестает заныривать, то есть например больше 30 метров если мы воблер отпустим, то он уже перестанет заныривать, он даже немножко приподнимется, потому что леска начинает парусить и воблер немножко приподнимает.

Тем самым проделав лабораторную работу, мы можем определить, например при ловле на реке как правило максимальная длина отпуска необходимо нам где-то порядка 30 метров, 30-40 максимум.

Дело в том что многие рыболовы говоря о том расстояние на которое они отпускают воблер называют цифры 60-70 метров, но надо сказать что по нашему мнению это просто сказки, потому что реально 70 метров это очень далеко и отпустив метров на 30 воблер они говорят что это 70 метров, или например забрасывают воблер с безынерционной катушкой, расстояние это очень трудно определить реально на котором воблер от вас находится и тем самым появляются вот эти цифры.

Поэтому лучше всего конечно протестировать все воблеры на реке, дальше 30 метров смысла особого отпускать воблер нет.

Поэтому взяли например и на 30 метрах все воблеры прогнали на отпуске лески 30 метров и проверили до какой глубины у нас воблер каждый заныривает на данной плетенке по толщине, и потом после этого мы берем и пишем на воблере, например четыре с половиной метра, на боку, берем фломастер водостойкий и пишем, на другом воблере пишем 5 метров, тем самым придя на реку мы четко совершенно глянув на воблер, глянув на экран эхолота, мы выбираем нужную глубину заныривания по количеству пробегов лесоукладывателя отпускаем его на это расстояние и он четко у нас заныривает до нужной глубины.

Конечно при этом, если мы на стоячем водоеме его тестировали, скорость четыре километра в час, на реке естественно нужно учитывать реальную скорость относительно берега и относительно течения реки, то есть учитывать и скорость течения реки и реальную скорость лодки.

Такая лабораторная работа единожды проведенная она приносит дивиденды потом долгие годы, то есть вы конкретно четко знаете и очень быстро ориентируетесь в глубине, пошла глубина фоновая другая, быстро достали другую приманку отпустили по лесоукладывателю на нужное расстояние воблер, он четко работает у вас возле самого дна, это очень важно.

Естественно если вы вдруг изменяете диаметр плетенки, то есть переходите на более толстую плетенку, у вас воблер уже будет ныряет чуть мельче, если более тонкую плетенку, то чуть глубже, это тоже нужно учитывать.

Надо сказать что от надписи всевозможной глубины зонирования воблера это очень удобно и не стоит думать что вот эти надписи они как-то испугают рыбу, или рыба будет например боятся, многие например берут и на боку воблера пишут «съешь меня» например, или «на берлин», чисто для прикола, поэтому это тоже как с одной стороны шутка, с другой стороны доля правды в этом есть и зная реальную глубину заныривания очень эффективно можно ловить троллингом, это первое дело при ловле троллингом.

Говоря о воблерах для троллинга следует учитывать, что на реке нам необходимо иметь воблера которые могут нырять на разные глубины, то есть нам зачастую необходим воблер который заныривает всего на один метр, например воблер с коротенькой маленькую лопаткой он глубоко не ныряет и на небольшой глубине конечно он может оказаться самым эффективным, если нам необходима глубина чуть больше, мы ставим воблер который ныряет например до трех метров и тем самым для каждой глубины есть свой воблер и своя длина отпуска лески и четко зная глубину и четко ориентируясь в воблерах, подбирая свой воблер по глубине заныривания под условия ловли вы будете ловить эффективнее всего.

Поэтому выезжая на реку вы должны иметь ввиду, что в вашей коробке обязательно должны быть воблеры которые будут захватывать весь диапазон глубин которые вы можете встретить на реке, от самых маленьких, до самых больших, если вы уже четко знаете этот диапазон, то тут уже можно поиграть и с размерами приманки и с цветом и с характером игры, но это уже как бы второй этап освоения троллинга.

Говоря о рабочей зоне проводки воблера на реке, почему чаще всего мы имеем в виду придонную зону.

Дело в том, что река это сложный организм и скорость течения воды в реке не одинакова, то есть это только кажется что вода у поверхности в толще воды и у самого дна движется одинакова, на самом деле в гидродинамике есть такое понятие как эпюры скоростей, согласно этой эпюры скоростей, максимальная скорость находится в толще потока, самая малая скорость находится у дна и чуть большая скорость у поверхности воды и вот по этой эпюре скоростей получается что рыба всегда ищет место где меньше всего надо бороться с течением и получается что находясь у самого дна, любая хищная рыба она затрачивает меньше всего усилий на то чтобы бороться с течением, именно по этой причине проведенные у самого дна воблер на реке, приносят наибольшие результаты.

Говоря о характере проводки воблера для различных видов рыб, следует выделить два основных типа проводки воблера.

Если мы ловим например щуку, то наиболее эффективная проводка воблера это просто придонная проводка, при этом необязательно чтобы воблер касался у нас дна, если мы четко знаем провели лабораторную работу и четко знаем что воблер у нас идет примерно на 4 метрах, а по эхолоту у нас глубина 4 с половиной метра, то вероятность поклевки щуки очень высока и не надо чтобы воблер у нас касался дна.

Если же мы ловим судака, то при ловле судака есть такое понятие, что если воблер касается дна и выбивает фонтанчики мути из дна, то это действует на судака неотразимо, поэтому при ловле судака необходимо стараться что воблер у нас периодически касался дна, именно по этой причине очень важно что воблер был хорошо настроен, потому что плохо настроенные воблер при ударе о дно сбивается на две-три секунды с игры и в тот момент когда может быть поклевка и её не происходит, вот на это тоже следует обращать внимание.

Кроме того, на каждой реке есть свой тип воблера, для каждой реки свой тип, размер и характер игры и глубина заныривания его, и в общем то на одной реке может сработать одна модель воблера хорошо, на другой другая, причем это правило срабатывает независимо от того какая глубина в данном месте, потому что каждая река имеет среднюю какую-то глубину и вот есть воблер который лучше всего попадает по всем критериям, именно в среднюю глубину и многие рыболовы даже не имея эхолота подсмотрев у продвинутого троллингиста какой стоит воблер на который хорошо ловится рыба, они просто покупают себе точно такой же воблер, таскают его за собой совершенно не думая и очень эффективно ловят рыбу, это конечно не очень интересно и действительно не спортивно но в принципе работает, потому что если вы плывёте по реке даже не имея эхолота, но стоит правильный воблер который хорошо подходит для данного водоема, то рано или поздно он натыкается на те условия в которых воблер хорошо себя проявляет и он находится постоянно в рабочей зоне и на него можно очень эффективно ловить рыбу.

Говоря о цвете воблера, его влияние цвета на клёв.

Следует учитывать что это далеко не самый главный показать на который нужно ориентироваться при выборе воблера.

В первую очередь надо ориентироваться на глубину заныривания воблера, во вторую очередь надо ориентироваться на размер воблера, в третью очередь надо ориентироваться на частоту колебаний воблера и лишь в четвертом случае необходимо уже учитывать влияние цвета.

Так вот, в первую очередь если коротко сформулировать влияние цвета на клев рыбы, это очень серьезное исследование и можно говорить лишь в принципе поверхностно, но основные тенденции которые есть у влияния цвета воблера на клев.

К примеру первое, если мы ловим на небольшой глубине, вода прозрачная, день солнечный, то конечно альтернативы приманки которые имеют естественную расцветку, который имеет темненькую естественную расцвету нету альтернативы, потому что такие приманки наиболее эффективно, они лучше всего имитирует естественный корм хищника и вызывают минимум подозрений, если же мы ловим в условиях недостаточной видимости, ловим на большой глубине более четырех метров, к примеру на 6 метрах, день пасмурный, рано утром, поздно вечером, то тут уже конечно необходимо обращать внимание на яркие расцветки и как правило дайверы которые ныряют максимум, на максимальную глубину, они имеют раскраску, можно сказать попугаев, то есть очень яркую, она совершенной расцветкой не напоминает рыбку, но тем ни менее рыба очень хорошо ловится.

Кроме того, при влиянии расцветки следует учитывать что наиболее универсальным цветом воблера является темный цвет, потому что в принципе темный воблер он хорошо работает и в прозрачной воде и в мутной воде и даже в темноте, лучше всего работает именно черный воблер, он наиболее контрастный, поэтому многие американские троллинговые воблеры имеют чисто черные цвета и имеют несколько буквально расцветок, например глазки подкрашены, или на брюшке у него стоит яркое красное пятно, но основной фоновый цвет именно черный.

Поэтому есть такие естественные цвета, есть провоцирующие цвета и есть натуральный цвет, такой универсальный который является черным цветом.

Говоря о яркой расцветки воблеров следует учитывать, что есть так называемые обычные цвета, есть flow цвета.

Так вот дайверы чаще всего окрашивают во flow цвета которые очень яркие, но не все flow цвета являются реальными flow цветами и чтобы реально проверить какой цвет имеет воблер хорошо ли он будет виден рыбе на большой глубине, для этого необходимо посмотреть на все воблеры в ультрафиолетовом свете и вот реальные flow расцветки они будут в ультрафиолете очень ярко светиться не теряя своего естественного цвета которые мы видим при дневном свете, те приманки которые имеют лже яркий цвет, лже flow цвет, они в темноте просто останутся темными.

Эффективность ловли троллингом, очень сильно зависит от состояния крючков у воблера, как правило дорогостоящие троллинговые воблеры оснащаются не очень качественными крючками потому что сама приманка изначально дорогая и ставит на нее очень дорогие крючки это накладно, производителю это удорожание приманки идет, поэтому настоятельно рекомендуем вам не экономит на качестве крючков и если вы хотите действительно эффективно ловить и не иметь сходов, лучше всего всегда менять крючки воблеров, на самых своих удачных моделях, постарайтесь всегда заменить крючки, но обязательно нужно заменять на крючки сопоставимы по размерам с данными крючками, потому что воблер это точная приманка и изменение размера крючка может сказаться на игре воблера.

Кроме того во время ловли троллингом крючки приманки, постоянные имеют контакты с какими-то водными препятствиями, будь то ракушечник, всевозможные палки которые лежат на дне и за которые цепляются иногда крючки воблера, после вываживания рыбы крючок может прийти в негодность и затупится, поэтому хороший троллингист всегда имеет при себе алмазный надфиль и после каждого контакта приманки с каким-то препятствием, проверяет крючки.

Делается это просто, пальчиками смотрим и если крючки прилипают жалами к подушечкам пальцев, то все нормально, если вдруг такого нет, то скорее всего жало загнулось, или отломалось, или просто затупилось, поэтому надфилем аккуратненько надо подточить.

Хочется обратить внимание и на приманки у которых стоят излишне мощные крючки, чаще всего такие крючки не нужны, потому что в случае зацепа будет неизбежен обрыв приманки, такой крючок ни одна плетенка не разогнет, с прочностью до 10 килограмм, поэтому имеет смысл конечно такие крючки менять на аналогичные только из более тонкой проволоки.

Как правило чем тоньше проволока у крючка, тем легче она пробивает пасть рыбы и крючок из тонкой проволоки всегда лучше засекает рыбу чем крючок из толстой проволоки, толстая проволока чтобы хорошенько вонзилась в пасть рыбе, например того же судака, нужно сделать очень мощную подсечку и крючок может просто войти до половины жала и дальше не может идти, а с более тонкой проволоки крючок, он конечно гораздо лучше, засекает рыбу на это надо обращать внимание.

Техника ловли троллингом.

В технике ловли троллингом на реке ничего в общем-то сложного нету, то есть мы садимся в полностью оснащенную лодку заводим мотор и начинаем медленно двигаться против течения под небольшим углом к противоположной стороне, при этом нам необходимо следить за показаниями эхолота и когда мы по эхолоту определим бровку мы опускаем воблер, придаем легкое ускорение двигателем, отпускаем воблер на нужное нам расстояние которое мы уже определили, для того чтобы воблер занырнул до той глубины которую показывает нам эхолот и потом сбрасываем скорость и спокойненько начинаем двигаться, при этом мы двигаемся на лодке и постоянно следим за показаниями эхолота.

Дело в том, чтобы мы двигались все время на одной и той же глубине, нам приходится идти вдоль бровки змейкой, то есть мы двигаемся плавно то вниз по склону бровки, то наверх и тем самым у нас лодка идет змейкой, но постоянно даже если бровка у нас поворачивает влево-вправо, двигаясь змейкой мы ее не теряем, если бы у нас бровка прямолинейная была, мы могли бы поставить направление, определить глубину и четко двигаться в одном направлении, но в реальных условиях этого никогда не происходит, поэтому приходится двигаться змейкой.

Если мы плывем на лодке и вдруг видим что бровка у нас как-то прекращает свое существование и глубина начинает постепенно уменьшаться.

Что нужно делать.

Если это эпизодически происходит, то есть глубина резко уменьшилась и потом опять вернулась бровка на свою глубину и дальше опять идет одна и та же глубина, нам необходимо что бы воблер у нас не воткнулся в какое-то препятствие на дне, чтобы он прошел чуть выше.

Для этого многие рыболовы делают как, просто поднимают спиннинг вверх и тем самым они думают что они уменьшают глубину прохода воблера, на самом деле глубина прохода воблеров практически не меняется и поэтому лучше всего подмотать, то есть мы подматываем леску, укорачиваем леску, естественно воблер в результате приподнимается и когда мы укорачиваем мы четко смотрим опять по пробегам лесоукладывателя, насколько мы укоротили леску и потом глубина опять восстановилась мы опять по лесоукладывателя отпускаем леску на прежнее расстояние и воблер у нас опять идет у самого дна.

Когда мы ловим на реке не всегда обязательно нужно ходить только вдоль бровки.

Дело в том, что очень перспективными местами являются всевозможные устья притоков, всевозможные завалы коряжников, ямы глубокие, мелкие, длинные ямы, короткие ямы, для каждого такого места существует свой способ ловли и своя эффективная техника и тактика ловли.

Говоря об обловах ям следует остановиться, что если яма длинная на реке, перспективная, то есть при фоновых глубинах небольших вокруг, например влево километра четыре нету достойных ям и вниз по течению километра три-четыре нет достойных ям, то высока вероятность что в этой яме есть крупный хищник, какой-то очень крупный, если сом, то это значит будет наиболее крупный сом, щука, судак, такие ямы конечно пролавливаются.

Как мы ловим, например вдоль бровки просто прошли один раз и пошли дальше в одном направлении без остановок, гораздо эффективнее обловить ямы, если яма протяженная например 100-200-300 иногда бывают ямы на 500 метров длиной, такие ямы конечно лучше всего облавливать двигаясь постоянно по одному и тому же месту, то есть мы сделали один проход, потом разворачиваем лодку идем вниз по течению и ловим на тот же воблер вниз по течению.

В принципе на реке троллинг против течения считается самым правильным и самым эффективным, но при троллинге вниз по течению тоже имеются определенные плюсы и главным из этих плюсов является то, что воблер у нас идет глубже чем если мы идём против течения, потому что вниз по течению леска так не выдувается течением в дугу и воблер у нас заныривает глубже на том же самом длине отпуска приманки, на той же самой лески, с тем же самым воблером у нас воблер пойдет глубже, не намного, где-то от полуметра до полутора метров разница в глубине в зависимости от модели воблера.

Поэтому хорошее место обязательно нужно пролавливать, против течения идя и вниз по течению, потому что зачастую разница в горизонте проводки полметра если глубина приличная играет существенную роль, против течения идем не достали ямку на дне, на котором стоит щуку или судак, а вниз по течению идем и воблер у нас донырнул до этой ямки и вот тебе поклевка.

Поэтому есть такой момент и хорошие места, например ямы по метров 200 имеет смысл конечно проловить, не просто туда-сюда два раза сплавал, а можно ловить буквально целый день на таком месте и просто ждать выхода хищника на кормёжку.

Чем хороша такая техника.

Дело в том, что крупный хищник на реке он кормится не постоянно не круглый день, не весь день, а кормится выходами определенными, то есть вот у него длится перерыв на обед например минут 20 и если вы в течение этих 20 минут окажетесь в данном месте то очень высока вероятность поклевки.

Поэтому троллингисты начинающие которые увидели хорошую яму прошли один раз и поплыли дальше, а потом по этому же месту может пройти другой троллингист и случайно наткнуться на момент выхода, и ловить троллингом только на одной яме, то есть мы нашли хорошую яму и весь день можем буквально её прочесывать вниз по течению и против течения, никуда не переходя и не распыляясь на облов других мест на реке.

Второй вариант тактики, если вдруг яма коротенькая по протяженности, на любой реке очень много таких коротких по протяженности и вот такие ямы конечно обловить троллингисту довольно сложно.

К примеру яма очень компактная где мы сейчас находимся и мы ставим лодку строго напротив этой ямы, лодка стоит на месте, то есть мой двигатель подбираем такие обороты, чтобы у нас лодка стояла на месте, то есть не надо было якорица и таким образом мы ловим на воблер, это можно сказать троллингом, но можно сказать что и ловля в заброс, потому что эта ямка, она глубокая, но глубина у нее 6 метров в этой ямке, при фоновых глубинах два с половиной, но ямка всего длиной метров 20.

Поэтому троллингом её как таковым, просто чистым троллингом нет смысла облавливать, потому что прошел эти двадцать метров и все, а так мы зависаем над ямой, то есть мы сейчас зависли чуть выше входа в яму стоим и получается что в данный момент воблер топчется на месте, причем скорость течения такова что воблер доныривает до самого дна, лопаткой стучит в дно, я начинаю подтяжку, делаю на себя и тем самым очень тщательно облавливаем, то есть мы сейчас можно даже чуть-чуть уменьшить обороты и у нас лодку будет сносить вниз по течению очень медленно, то есть мы в данный момент очень-очень медленно буквально по сантиметру дрейфуем вниз по течению и таким образом конечно, такие вот при ямочки, маленькие ямки облавливать очень удобно.

И еще какой момент, можно немножко подойти ближе к берегу очень медленно, причем у нас лодка напротив одной точке на берегу, то есть мы двигаемся перпендикулярно берегу и тем самым получается воблер у нас стоит на месте, потом смещается влево, потом смещается вправо, получается очень интересная ловля, то есть мы настолько тщательно можем проловить хорошее место, что просто диву даешься.

Для того чтобы на таком течении заякорить лодку, это нужен очень тяжелый груз и еще не факт что он ее будет удерживать, к тому же по эхолоту видно что здесь на дне есть коряги, поэтому стоит только груз опустить на дно, как тут же мы его зацепим и потеряем.

Вот такие два способа облавливания ям очень эффективные и ими обязательно нужно пользоваться потому что компактную яму, один раз быстро пробежал троллингом, ты ничего не успеваешь сделать, даже не можешь подобрать воблер, потому что ты только поставил воблер, прошел над ней и тебе надо опять переставлять воблер на более мелководный.

Таким образом мы можем очень тщательно проловить яму, завалы коряжников, то есть буквально можем зависнуть над коряжником, вход в завал коряжника, или выход из завала коряжника проловить не боясь потерять воблер.

Если говорить о технике облавливая всевозможных старец которые примыкают к реке, то следует учитывать что в старицах как правило в них нет течения, они тиховодные, неглубокие и сильно заросшие и как правило посередине старице всегда существует узкая такая полосочка чистой воды и для того чтобы эффективно проловить троллингом старицу, действовать следующим образом необходимо.

Мы выбираем самые мелководные воблеры которые заныривают на глубину полметра, метр не больше и делаем длину отпуска от кончика спиннинга до приманки где-то от пяти до пятнадцати метров не больше.

Давно ведутся споры среди троллингистов и многие троллингисты считаю что надо делать очень далекий отпуск лески, другие очень близкий, третьи что средний отпуск лески например метров 30 ни больше ни меньше, при облавливании старец необходимо делать очень короткий отпуск лески, потому что в старицах в основном ловится щука троллингом и вот как показывает опыт, щука совершенно не боится мотора и зачастую, например мы видели много раз как деревянная лодка с местными рыболовами, снасти не ахти какие, инерционные катушки, обычная моно леска, один сидит на носу лодки, другой на корме управляет двигателем, один отпустил на 10 метров за лодкой, а второй отпустил и воблер буквально идет напротив того который сидит на корме управляет двигателем, на его глаза буквально полтора метра от него работает воблер и вылетает из травы щука и атакует, вроде бы парадокс, но вот таким отпуском они ловят.

Момент какой, дело в том, что на коротком отпуске в травянистых местах ловить удобнее всего, повернула лодка и тут же приманка за ней повернула, зацепа нет, если мы делаем отпуск метров 20 длиной, то уже у нас маневренности той нету и вываживать щуку неудобно, потому что она залезает тут же в водоросли, а на коротком отпуске щука ловится и причем еще дело в том, что мало того что прямо на глазах у рулевого происходят поклевки, так он еще и ловит больше чем тот который сидит на двигателе у которого воблер тянется в 15 метрах за лодкой.

Тактика ловли троллингом.

Говоря о тактике ловли троллингом следует ее разделить на тактику при использовании мало мощного двигателя и мощного двигателя, под маломощным двигателем мы понимаем двигатель который не выводит лодку на глиссирования и лодка двигается очень медленно, не больше 12-15 километров в час.

Вообще тактика ловли сама заключается в том, чтобы быстро и эффективно найти рыбу и наиболее техничным образом подать ей приманку и славить, так вот, тактика ловли со слабо мощным двигателем и с мощным двигателем разнятся, если мы имеем мощный двигатель который выводит лодку на глиссирующий режим и лодка при этом двигается очень быстро, от 23 километров в час, до 35 километров в час, то конечно лучше всего перед тем как ловить с такой мощной лодкой, сначала просто проплыть быстро вверх по течению реки километров шесть-семь и вниз по течению километров шесть-семь и при этом включенный навигатор иметь и быстро локализовать самые интересные места, то есть плывем ямку нашли, занесли не останавливаясь, лодка едет дальше, плывем видим вход в ручеек какой-то впадает в речку, занесли координаты, дальше старица, занесли координаты и тем самым мы быстро проплыли нашли наиболее перспективные места при помощи эхолота, с мощным двигателем это можно очень быстро сделать.

Если мы имеем маломощный мотор, то конечно тактика немножко другая, потому что мы уже не можем эффективно и быстро разведывать водоем.

Поэтому при использовании мало мощного движка, у нас уже как бы вот эта вся ловля растягивается на два этапа, то есть мы медленно совмещаем разведку мест с ловлей, очень медленно ловим на троллинг, одновременно замечая наиболее интересные места заносим их в навигатор, но потом в следующий раз уже более тщательно эти места мы можем обловить используя навигатор, то есть мы уже в следующий раз учитывая тот момент что маломощный мотор не позволяет нам быстро доплыть до перспективного места, мы уже стараемся на машине подъехать к наиболее перспективному месту и уже сразу начать ловить с лучшего места, поэтому в принципе используя такую тактику даже с маломощным двигателем, если мы ездим на одно и то же место много раз, то очень эффективно можно использовать даже маломощный двигатель.

В общем-то, тактика ловли троллингом как раз и заключается в том, что надо очень уметь грамотно анализировать получаемую от эхолота информацию, смотреть на состояние дна, на состав грунта, на завалы коряжника, все такие места отмечать, места где хищная рыба может стоять в засаде и еще очень важно искать места скопления стайной белой рыбы, потому что там где стайная белая рыба, особенно это касается подлещика, потому что, как известно подлещика всегда сопровождает судак и всегда сопровождает щука, поэтому если вы нашли скопление подлещика или леща, то обязательно этим местам нужно уделять внимание независимо от того какой рельефно в данном месте имеет река.

Надо сказать что тактика ловли на реке, она еще заключается в умении читать зрительно, визуальные и наиболее перспективные участки, очень важно пользоваться не только эхолотом, потому что эхолоты конечно незаменимая вещь, но такое понятие как визуальный контроль реки, то есть мы смотрим и по течению воды, по всевозможным водоворотам, струйкам, мы можем хорошо очень определять примерный рельеф дна и примерное направление бровки и самые перспективные места зачастую хорошо видны без эхолота, достаточно посмотреть на эти струйки, водовороты на поверхности воды и уже понятно что это место интересно.

В заключение хотелось бы сказать, что троллинг это несомненно наиболее эффективный способ ловли хищной рыбы спортивными методами, по эффективности он зачастую превосходит сети, по этому призываем вас в очередной раз, если вы увлекаетесь троллингом, то у вас наверняка будет ловиться много рыбы и крупной рыбы, поэтому настоящие троллингисты и сознательные троллингисты обязательно отпускают рыбу которую не в состоянии съесть.

Желаю всем удачной рыбалки, всем пока!

Возврат к списку

  • Комментарии
Загрузка комментариев...