Техническое обслуживание безынерционной катушки

  Иваныч
863
1

Здравствуйте, уважаемые рыболовы.

Мы много лет увлекаемся спиннинговой ловлей и пришли к выводу, что все-таки один раз в год все катушки нужно обязательно обслуживать.

Техническое обслуживание безынерционной катушки

Как бы катушка хорошо не работала в течение года, какой бы хороший ход у катушки не был, все равно внутри механизма появляются следы износа, и смазка начинает темнеть. Потемневшая смазка настоятельно указывает на то, что катушку нужно обязательно обслужить. В чем заключается техническое обслуживание катушки? Мы полностью разбираем механизм, достаем все детали, хорошенько промываем механизм от старой смазки, высушиваем и закладываем внутрь механизма катушки новую качественную смазку. Сейчас мы отправимся в домашнюю мастерскую и выполним полное техническое обслуживание данной безынерционной катушки.

Вот безынерционная катушка, которую нужно обслужить. Если открутить верхнюю гайку и снять шпулю, то мы увидим ось. Видно, что ось у нас потемнела. То есть на оси темная смазка свидетельствует о том, что частички износа металла уже попали в смазку, смазка изменила цвет и если эту смазку не убрать, не отмыть механизм катушки от старой отработавшей смазки, то износ катушки у нас пойдет ускоренными темпами, а мы этого не хотим.


Для того чтобы разобрать катушку и чтобы ничего у нас не потерялась, чтобы у нас не осталось после сборки катушки лишних деталей, мы возьмем два листа бумаги, обычной чистой бумаги. Эти листы мы выкладываем прямо перед собой. На эти листы мы будем по порядку раскладывать все наши детали.

Разбирать катушку мы будем со стороны штока и будем снимать все детали по порядку до тех пор, пока катушка дальше не перестанет разбираться. После того как верхняя часть вместе с ротором мы частично демонтируем, можем приступать уже к основному механизму катушки. Правильнее всего разбирать безынерционную катушку именно таким образом.


Снимаем все по порядочку, укладываем, чтобы ничего не потерять и не забыть. Можно действовать еще даже немножко иначе мы можем, допустим, разобрали механизм, взяли смартфон и сфотографировали все детали, которые мы разложили. И тогда, если вдруг что-то у нас перемешается, мы, глядя на фотографию, сможем в обратном порядке опять их разложить и ничего не потеряем, и не забудем.


Для того, чтобы снять с катушки ротор необходимо открутить гайку - эта гайка, как правило, фиксируются винтиком. Чтобы не повредить шляпку винтика, важно подобрать отвертку нужного размера.


Сначала откручиваем винтик, затем снимаем кольцо, фиксирующее гайку и теперь нам необходимо развинтить эту гайку. Гайка изготовлена чаще всего из латуни или алюминия. В данном случае она алюминиевая. Поэтому мы берём гаечный ключ и действуем очень аккуратно. Если мы вдруг начнём крутить гайку не в ту сторону, мы можем легко сорвать резьбу. Поэтому аккуратненько открутили и теперь снимаем ротор.

Вот у нас уже появился механизм - это обгонная муфта. Для того чтобы залезть в механизм нашей катушки дальше, необходимо отвинтить винтик. Берем теперь уже плоскую отвертку и откручиваем винтик.


В одних моделях катушек этот винтик под ротором есть, а в других катушках нет. Если винтик под ротором есть, то, не открутив его заранее, в механизм катушки просто не залезешь.

Снимаем ручку, откладываем в сторонку и теперь уже можем откручивать основные винтики на корпусе. При работе лучше всего пользоваться набором отверток. Причем отвертки должны быть и крестовые, и плоские. И этот набор отвёрток должен быть достаточно качественный, потому что если мы будем использовать отвертки низкого качества, то мы запросто можем повредить все шляпки винтиков, и в дальнейшем будет сложно качественно собрать катушку. Один винтик крепит декоративную накладочку, мы ее снимаем и видим еще один спрятанный винтик, откручиваем и его.


Вот теперь нужно действовать очень, очень аккуратно. Дело в том, что там у нас есть две главных шестерни. И если мы сейчас будем открывать крышку катушки и сместим положение этих шестерней относительно друг друга, то у нас может возникнуть ситуация, что шестеренки начнут иметь тракторный ход. У нас случалось несколько раз, когда мы не знали этого нюанса и открывали катушку, думали, какая разница Две главные шестерни взяли, разобрали, промыли, потом назад поставили. начинаем крутить катушку. После того как все собрали, у катушки буквально тракторный ход, она начала урчать. Работала бесшумно до этого, а тут начала урчать. Мы стали разбираться, что и как, начали менять положение шестерней и буквально смогли попасть в то положение, в котором они должны находиться с 10 раза. То есть нам пришлось 10 раз собирать, разбирать катушку и в какой-то момент у нас шестерни совпали, и опять у катушки получился бархатный ход. Поэтому, чтобы этого избежать, сейчас мы действуем очень и очень аккуратно.

Теперь смотрим на механизм нашей катушки. Видно алюминиевая ведущая шестерня и ведомая шестерня тоже из алюминия. Катушка это легкого класса, поэтому то, что у нас главная пара алюминиевая или силуминовая, трудно сказать какая, но катушка легкая получается. Цвет смазки у нас довольно таки тёмненький и сейчас нам надо заметить правильное положение шестеренок. Как это делается. Мы берем иголочку и ставим царапину одну царапину на корпусе рядом с гаечкой и ставим соответственно на шестеренке царапинку. Эти две царапинки, когда будем катушку собирать назад, обязательно совместить.


И теперь необходимо положение шестеренки запомнить на второй шестерне. То есть мы берем, помечаем царапинкой. У нас теперь шестерни помечены.


Сейчас мы раскручиваем три винтика, которые фиксируют обгонную муфту, тоже все укладываем по порядочку. Все детали у нас лежат именно в том порядке, в котором мы эту катушку разбирали, поэтому нам не будет составлять никакого труда собрать катушку обратно.


Механизм довольно таки сложный, поэтому нужно его раскладывать точно в том же порядке, в котором разбираем. Теперь извлекаем ведомую шестерню вместе с обгонной муфтой и прямо так вот и укладываем. То есть нам самое главное, что нужно обслужить - это главную пару катушки.


Теперь нам необходимо вытащить шток. Берем самую мелкую отвертку, крестовую, потому что там винтик совсем маленький и его откручиваем.


Аккуратно извлекаем из катушки шток. После того как шток сняли, можем уже достать ведомую шестерню.


Разбираем кулисную систему с шестерёнками. Эта система отвечает за плавную подачу штока вперед - назад во время вращения катушки.


Вытаскиваем из механизма все оставшиеся детали шестеренки и подшипники. Из внешней крышки извлекаем второй подшипник, тоже укладываем его в положение, которое нам необходимо. И у нас уже полностью разобранная катушка.


Сейчас нам необходимо все эти детали хорошенько и качественно отмыть от старой смазки. Как это проще всего сделать. Мы по большому счету могли главную пару катушки не разбирать и прямо после того, как катушку открыли, могли отмывать старую смазку от механизма при помощи штуки - это называется очиститель для тормозов. Очень качественная вещь и можно было взять катушку прямо по пшикать на механизм. Эта жидкость, она вымывает старую смазку очень качественно. Эта смазка вытекает и не разбирая главную пару катушки, можно было вот так вымыть старую смазку и заложить новую.

Но так как мы еще хотим отмыть у катушки все детали, поэтому мы сделали полную разборку и для отмывки всех деталей мы будем использовать бензин. Мы его аккуратненько наливаем в стеклянную емкость и аккуратненько отмываем все наши детали, включая подшипники.

Лучше всего, конечно, начинать с подшипников, потому что если мы отмоем все детали, которые грязные и потом будем мыть подшипники, туда могут попасть всякие песчинки, которые приведут к быстрому износу подшипников. Укладываем подшипники в бензин и начинаем их отмывать.


Теперь берем нашу обгонную муфту, снимаем с нее все детали и складываем в том положении, в котором необходимо. Обгонную муфту желательно все таки промывать немножко иначе. Мы берем бумажную салфетку, смачиваем ее бензинчиком, аккуратненько промываем обгонную муфту, не разбирая ее. То есть нам необходимо убрать остатки старой смазки.


Каждый подшипник нужно тщательно осмотреть на чистовую отмыть от загрязнений и перед смазкой хорошенько просушить на бумаге. Начинаем кисточкой отмывать ведомую шестеренку главной пары. Нужно убрать с нее старую смазку и загрязнение. Теперь аналогичным образом отмываем уже ведущую шестеренку главной пары.


Теперь берем непосредственно корпус катушки, его тоже нужно освободить от всей старой смазки и аккуратненько при помощи кисточки все вымываем. Отмываем боковую крышку и все оставшиеся детали катушки.


Бензин у нас подсох и сейчас будем уже начинать собирать катушку в обратном порядке. Первым делом начинаем собирать в единое целое обгонную муфту на ведомый главной шестерне. Подшипник смазываем капелькой довольно густой смазки. Теперь одеваем на шестерню втулку, а затем уже на втулку аккуратно надвигаем обойму обгонной муфты. Можем смазывать, можем не смазывать, в принципе, по большому счету чуть-чуть смазочки сюда можно дать, буквально микро капельку. Далее одеваем верхний опорный подшипник и тоже смазываем его капелькой смазки. Все, шестерни с обгонной муфтой собраны воедино и теперь можем уже заниматься непосредственно закладыванием смазки в главную пару.


Берем специальную густую смазку и при помощи палочки аккуратненько закладываем смазку. Много смазки закладывать не нужно, необходимо ровно столько смазки, сколько может поместиться в зазор между шестерёнок.


Откладываем в сторону главную шестерню и аналогичным образом смазываем ведомую шестерню и шестерню кулисной передачи.


Берем корпус катушки и перед тем как устанавливать подшипник рукоятки, смазываем его капелькой масла. Теперь приступаем к сборке кулисной передачи. Настала пора предварительно устанавливать главную шестерню и шток катушки. Шток должен дойти до отверстия. Эти отверстия необходимо совместить и при помощи маленького винтика теперь зафиксировать шток.


На закреплённый шток тоже предварительно надвигаем ведомую шестерню с обгонной муфтой. И перед тем как все сделать, теперь нам нужно совместить рисочки. Шестерни у нас сейчас находятся именно в том положении, в котором они находились до разборки катушки.


Смазываем маслом второй опорный подшипник рукоятки, вставляем его в боковую крышку катушки и при помощи отвертки собираем корпус. Теперь нам необходимо поставить деталь, которая будет у нас фиксировать стопор переключения обратного хода. Мы ее одеваем, и нам сейчас необходимо совместить пружинку с вырезом.


Винтиками прикручиваем фиксатор стопор обратного хода. Устанавливаем на катушку ротор, фиксируем его гайкой, а саму гайку - страховочным винтиком.


Теперь нам в обратном порядке необходимо установить оставшиеся детали. Прикручиваем шпулю с леской и рукоятку к катушке. Проверяем, какой ход имеет катушка после технического обслуживания. Вот, в принципе, и все техническое обслуживание безынерционной катушки. У нас все получилось. Катушка работает именно так, как мы и хотели. Можно отправляться на рыбалку.


Многие рыболовы считают, что безынерционные катушки можно совершенно не обслуживать. При этом приводят в пример двигатель автомобиля. Но на самом деле, хотя у катушки и не такие скорости, как двигателя автомобиля, тем не менее, хотя бы раз в год смазку в катушке обязательно нужно менять. Тем более что сделать это совсем несложно. Любой среднестатистический рыболов без всякой проблемы может самостоятельно в домашних условиях раз в год заменить смазку в своей катушке.

До новых встреч! Пока.

Материал добавил:
+4  
Иваныч
863
1
Омск
Достижения
Лайков
3599
Баллов
558
Сообщений на форуме
274
Комментариев
42
  • Комментарии (1)
Чтобы написать комментарий войдите или зарегистрируйтесь
26.10.2023

Я считаю, что катушку разбирать полностью не обязательно. Я, например, делаю так: снимаю шпулю, откручиваю крышку. Потом беру болон с жидкостью для промывки карбюратора, смываю старую смазку, а потом наношу новую. И катушка снова хорошо работает, то есть не шумит, не клинит.

Загрузка комментариев...