Современные спутниковые GPS навигаторы для рыбалки

365
2
Омск

Здравствуйте, уважаемые рыболовы.

Тема нашего сегодняшнего выпуска современные спутниковые навигаторы. Мы выбрали 13 наиболее важных и интересных, на наш взгляд, вопросов по спутниковым навигаторам.

Современные спутниковые GPS навигаторы для рыбалки

Спутниковые навигаторы - это приборы, позволяющие определять свои координаты в любое время дня и ночи. Изначально спутниковые навигаторы нашли широкое применение у военных. Лишь во второй половине 80-х годов прошлого века спутниковые навигаторы стали доступны гражданскому населению. В настоящий момент спутниковые навигаторы широко используются рыболовами, охотниками, туристами и автомобилистами. 

Зачем нужны спутниковые навигаторы? 

Спутниковые навигаторы - это по сути своей приемники сигналов от спутников, которые вращаются вокруг Земли. Прибор имеет антенну. Это антенна принимает спутниковые сигналы? сигналы не от одного, а от нескольких спутников. И чем больше будет спутников, тем более точно может определять координаты данный прибор. И кроме этого на приборе еще есть мини компьютер, который обрабатывает данные, получаемые от спутников и, соответственно, вычисляет свои собственные координаты. Данные бытовые приборы, которые используют чаще всего охотники, рыболовы, туристы, грибники, имеют точность от трех до пяти метров. То есть, если мы заранее отметим точку, то к этой точке мы сможем прийти с точностью от трех до пяти метров. 

Существуют еще, помимо бытовых спутниковых навигаторов, навигаторы, которые применяются в промышленности, в строительстве, а также в военной области. Надо сказать, что там навигаторы имеют гораздо большую точность. Это точность достигает уже даже нескольких миллиметров. Спутниковые навигаторы позволяют практически любому человеку выйти на заранее отмеченную точку, не заблудиться в лесу вернуться к машине и многие, многие другие возможности. 

Мы считаем, что практически любой современный рыболов, или охотник, или грибник, который выбирается в лес на природу, обязательно должен иметь в своем арсенале хотя бы простенький спутниковый навигатор. 

Существуют стационарные и мобильные спутниковые навигаторы. Какие лучше? 

Начнем с того, что стационарные большого размера спутниковые навигаторы чаще всего устанавливаются на лодке или на автомобиле. Такие приборы имеют большой экран, огромную память и, соответственно, очень большие возможности. 


Очень часто, если иметь дело с лодочными спутниковыми навигаторами в стационарном исполнении, то они совмещаются с эхолотом, с картплоттером. И соответственно, у этих приборов очень и очень большие возможности в плане именно картографии, в плане передвижения по водоему, в плане возможности загружать в такие приборы огромные карты глубин. И самое главное, что на большом экране рыболову очень легко наблюдать и отслеживать свое текущее положение. 

Если рассматривать миниатюрные спутниковые навигаторы, то они имеют гораздо меньшие размеры. Они очень компактны, их легко переносить в кармане, но у них меньше экраны, соответственно, меньшая память. То есть в такие приборы тоже можно загружать всевозможные карты, карты глубин, карты местности. Но этих карт поместится меньшее количество, чем в стационарные спутниковые навигаторы. 


Кроме того, маленький экран не дает возможность очень наглядно передвигаться по карте местности, потому что приходится использовать функцию масштабирования, то есть уменьшать, например, карту, увеличивать карту. И наглядность у маленького экрана гораздо меньше, чем у большого экрана. Но сказать, какой из приборов нужнее - стационарный навигатор с большим экраном или карманный навигатор с небольшим экраном, ни в коем случае нельзя. По большому счету нужны оба типа навигатора - и стационарный и компактный. 

Есть дешевые и дорогие мобильные навигаторы. Отличаются ли они по функциональности? 

Для реальной рыбалки зимой и летом, по большому счету, современному рыболову можно обойтись даже самым простеньким спутниковым навигатором, имеющим черно-белый экран и небольшую память. Такие навигаторы имеют столь незначительную память, что сюда даже нельзя загружать всевозможные карты, карты глубин, карты местности. Но если рыболов предпочитают ловить рыбу зимой со льда или, например, передвигаться по лесу и у него стоят задачи просто вернуться к машине или забить какую-то точку полянку с грибами, то такого простенького навигатора вполне достаточно. 


Кроме того, такие дешевые навигаторы имеют, как правило, черно-белые экраны, а черно-белые экраны обладают низким энергопотреблением. То есть такой навигатор может работать довольно таки длительное время без того момента, что сядут батарейки и мы не сможем вернуться туда, куда хотим. 

В противоположность им есть еще навигаторы, имеющие компактные размеры, но большие возможности. Такие навигаторы уже оснащаются и цветными экранами. И на таких навигаторах появляется возможность в зависимости от того, какую карту памяти мы вставим, загружать всевозможные карты глубин, карты местности, растровые карты. И такие навигаторы позволяют, конечно, очень эффективно передвигаться по водоему. Они, в принципе даже в какой-то мере могут заменить и стационарные большие навигаторы. У них меньше удобства, но зато миниатюрные размеры позволяют очень эффективно их применять. 

Можно ли вместо специального рыболовного навигатора использовать автомобильный навигатор или КПК? 

Автомобильные навигаторы и КПК имеют большие возможности, огромную память и значительного размера экран. Но у них есть и, соответственно, некоторые недостатки. Какие это недостатки? Во первых, данные приборы чаще всего не имеют влагозащиты. Когда рыболов отправляется на рыбалку, он может попасть в любые условия, может промокнуть под дождем и соответственно, если прибор не имеет влагозащиты, он просто может выйти из строя. Вторая проблема в том, что у автомобильных навигаторов и КПК чаще всего очень слабая емкость батареи. То есть родной батареи хватает всего лишь на два - три часа непрерывной работы.


В какой то момент мы озадачились этой темой и нашли КПК, у которого специально сделанная большая батарея и такой уже КПК позволяет рыбачить и позволяет использовать данный прибор вплоть до 12 часов. 

Еще одним недостатком авто навигаторов или КПК является то, что за счет того, что они имеют сенсорный экран, на них зимой очень и очень неудобно забивать точки. По крайней мере, любым рыболовным навигатором забивать точки гораздо удобнее. 

Есть навигаторы, совмещенные с эхолотами. Зачем они нужны? 

Начнем с того, что совмещать в одном приборе одновременно функции эхолота и навигатора очень очень удобно. Рыболов плывет на лодке и часть экрана у него показывает текущее местоположение, а вторая часть экрана показывает глубину вместе ловли и рельеф в месте ловли. Это уже очень и очень удобно. 

Но еще интереснее картографические возможности, которые создают совмещение в одном корпусе и навигаторы, и эхолоты. Как это выглядит? Рыболов плывет над интересным рельефом, плывет не по прямой, плывет змейкой, и соответственно, у него прибор каждую секунду записывает и глубину, и одновременно текущее местоположение, то есть координаты этой точки. И соответственно, после того, когда он проплыл над интересным рельефом змейкой, он возвращается домой, загружает все данные в компьютер, при помощи картографических программ обрабатывает эти данные, получает детальнейшую карту глубин. Он, соответственно, получает не карту глубин всего водоема, а именно того участка локального, который он проплыл змейкой. 


После того, как детальная карта глубин построена. Рыболов уже может заранее дома, рассматривая эту карту, определить, в какой точке он в следующий раз за якорица. И эта точка будет с точки зрения рельефа дна самой перспективной. Такие возможности для любого рыболова просто трудно переоценить. 

Можно ли скопировать данные навигатора об отмеченных точках на другие устройства? 

Забитые в навигатор точки могут храниться без проблем в самой памяти прибора долгое время и с ними ничего не случится. Но гораздо лучше раз в два-три месяца, все таки все заранее забитые точки из навигатора заливать или на компьютер, или на планшет, или на современные модели смартфонов. 


Зачем это нужно. Дело в том, что спутниковый навигатор, особенно компактный спутниковый навигатор, можно на рыбалке потерять, утопить, разбить и соответственно все данные будут потеряны. И чтобы этого не случилось, нужно все данные с навигатора обязательно дублировать. 

Кроме того, на компьютере в домашних условиях очень полезно все те точки, которые у нас были забиты в навигатор, дать им детальное описание. Это описание можно делать и на самом навигаторе, но гораздо удобнее это описание делать дома, в теплой обстановке прямо на компьютере. 

Тем рыболовам, которые не умеют налаживать связь навигатора с компьютером, чтобы не потерять свои уловистые точки, можем посоветовать записывать координаты этих заранее забитых точек в тетрадку, что называется по старинке. Тогда, если мы потеряем навигатор, у нас точки все равно будут сохранены. 

Как удобнее сохранить в навигатор данные о точке со сложным рельефом? 

Такие задачи случаются довольно таки часто. К примеру, мы попадаем или на лодке, или зимой, когда ловим со льда на очень интересный, но локальный участок дна. То есть на площади дна примерно двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят метров одновременно присутствуют и бровки, и ямки, и ракушечные косы, и редкие коряги. Как такое место отметить. Если мы будем забивать каждый интересующий участок дна в навигатор, то у нас на небольшой площади будет слишком большое количество точек и будет трудно ориентироваться. Мы в таких условиях поступаем следующим образом: мы входим в самый эпицентр этого участка и забиваем всего лишь одну так называемую опорную точку, а потом от этой опорной точки начинаем дальше строить азимуты. То есть, к примеру, если от этой точки посмотреть на высокую березу на левом берегу или на правом берегу водоема и пройти от этой точке 15 метров, то там будет коряга. Если например, пойти в направлении здания, которое тоже вдали видно на берегу и пройти где-то 8 метров, то будет ракушечная бровка или коса. И вот, строя от опорной точки всевозможные азимуты, мы четко ориентируемся во всей аномалии данной зоны. То есть мы четко представляем, что где находится. 

Соответственно, когда мы приходим домой, мы выгружаем эту точку из навигатора в компьютер и на компьютере делаем подробное описание, чтобы ничего не забыть. Соответственно, когда мы уже описали эту точку из компьютера, опять загружаем точку с описанием в навигатор. И когда мы в следующий раз появляемся на этом участке водоема и мы выходим на центральную опорную точку, прочитав описание, мы четко знаем, где что находится по ориентирам. Это самый простой и самый удобный способ, как определить свое положение и как определить, что находится на дне при помощи всего лишь одной точки, так называемой опорной точки. 

В чем разница между векторными и растровыми картами для навигаторов? 

Этот вопрос очень интересный. Дело в том, что очень часто, когда рыболов или охотник покупает навигатор, то сразу продается навигатор с загруженными картами. Но эти карты не растровые, а векторные. Векторные карты - это карты, у которых все рисунки выполнены в виде прямых линий, то есть даже поворот реки выглядит виде коротких каких-то прямых линий. Такие карты занимают мало места, но, к сожалению, они очень и очень ненаглядные. 


В противоположность векторным картам, существуют растровые карты. Растровые карты - это практически те же самые одна или двух километровые карты, бумажные карты, которые можно найти практически в любом атласе. Именно к таким картам рыболовы привыкают. И если, соответственно, подобную карту загрузить в навигатор, то мы передвигаемся с навигатором точно так же, как мы бы передвигались по обычной бумажной карте, с той лишь разницей, что на навигаторе сразу видно, где мы находимся. 


Помимо карт местности, рыболовам полезно загружать в навигатор привязанные растровые карты глубин различных водоёмов. При наличии подобных карт можно более успешно рыбачить в этих водоемах и летом с лодки, и зимой со льда. К сожалению, многие дешевые модели навигаторов имеют столь малый объем памяти, что растровые карты в них загружать просто невозможно.


Почему иногда навигатор не может точно привести в заранее созданную точку? 

Такая проблема очень часто возникает, если рыболов, имеющий навигатор, хочет из той точки, на которой он сейчас находится переместиться на рядом расположенную точку, которая от него на расстоянии 20-30 метров. Что в этом случае происходит Рыболов смотрит навигатор, видит точку, начинает идти туда. Навигатор вдруг через несколько метров показывает ему левее. Рыболов начинает идти левее. Только он прошел левее, навигатор ему показывает: теперь правее. И рыболов в результате на точке начинает суетиться. То есть он идет то влево, то вправо, то вперед, то назад и в результате на точку выйти не может. 

Что происходит и почему это происходит. Дело в том, что любой навигатор имеет задержку в показаниях, и для того, чтобы он точно оценил положение, нужно какое-то время. И для того, чтобы он оценил это направление, нужно пройти прямолинейно. Поэтому, чтобы выйти на рядом расположенную точку, лучше всего от этой точке отойти метров на 20-30 еще в сторону повернуться и начать двигаться как можно более прямолинейно. Очень часто приходится двигаться по плавной дуге. И именно когда ты двигаешься по дуге, навигатор успевает уже четко зафиксировать свое положение, определить, где находится точка, и ты на эту точку выходишь. Если хочется выйти на точку предельно точно, то лучше отойти метров на 50 и с 50 метров начать максимально прямолинейно выходить на эту точку. В этом случае точность будет максимальная, то есть порядка трех метров. 

Стоит ли сохранять точки в навигатор, в котором установлены растровые карты глубин? 

Если карта глубин имеет хорошую привязку и когда мы передвигаемся по водоему и ориентируемся на карту глубин, которая загружена в навигатор, приходим на какую-то заранее отмеченную бровку и обнаруживаем эту бровку в этом месте именно с точностью до 2 до 5 метров, то нам особенно нет никакого смысла забивать все возможные точки в навигатор. Для большей наглядности покажем бумажную карту. Но такую же растровую карту мы можем с легкостью загрузить в любой наш навигатор. 


Так вот, когда мы пришли, например, на бровку и эту бровку там обнаружили, о чём это нам говорит. О том, что данная карта, которая у нас загружена в навигатор, имеет хорошую привязку, то есть то, что мы видим на карте, хорошо привязана с координатами. И соответственно, если мы захотим опять в это же место на эту же бровку прийти в следующий раз на следующий день, то нам не нужно отмечать точку, мы можем прийти именно по карте глубин. Рыба тоже очень часто любит менять свое местоположение, поэтому если она сегодня ловилась, например, в этой точке, то завтра она может ловиться, например, на изгибе мыса рядом. 

Если раньше, лет 10-15 назад, мы использовали обычный навигатор, в который нельзя было загружать карты глубин, то мы все интересующие нас участки дна забивали точками. И в результате у нас скопилась такое количество точек, что в них было просто невозможно разобраться. Когда мы приходили на водоем, то какое-то время тратили на обход заранее забитых точек. 

По карте глубин это делать гораздо, гораздо удобнее. И нужно ли, если у нас загружено вот такая качественная растровая карта глубин в навигатор забивать точки, в некоторых случаях все-таки нужно. К примеру, если мы видим однородный рельеф дна, например, здесь три с половиной метра полив, и мы идем по этому поливу, и вдруг в эхолоте или когда мы ловим зимой на блесну, обнаруживаем тут какую-то локальную аномальность на дне, или корягу, или бровочку незначительную, или ямку. А эта ямка, соответственно, на картине не обозначена. Вот тут, конечно, обязательно нужно забить точку.


Какие интересные и полезные функции, кроме основных, есть у навигаторов? 

Из всего обилия всевозможных функций у навигатора нам нравится несколько из них. Первое - это возможность показывать ближайшие 10 точек. Как эта функция работает? Допустим, мы плывем на лодке по водоему, и у нас навигатор всегда показывает 10 наиболее близких к навигатору точек. Это очень удобно. Если мы заранее забили интересующие нас точки, то мы совершенно спокойно можем по водоему двигаться. Особенно это удобно там, где у нас нету возможности загрузить в навигатор растровую карту глубин. Не все водоемы имеют растровые карты глубин. Есть просто круг водоема, загружен в навигатор. Просто нету в природе растровой карты глубин данного водоема. Тогда приходится пользоваться заранее отмеченными точками. И когда мы идем по навигатору, то вдруг у нас на экране появляются точки. Мы сразу снижаем скорость и имеем возможности эти точки обловить. 

Еще очень интересная функция у навигатора, которой мы часто очень пользуемся - это электронный компас. Электронный компас позволяет отследить направление ветра. Как известно, ветер очень сильно влияет на клев рыбы. И часто, когда ветер меняет направление, соответственно, меняется и клев рыбы. Поэтому, придя на водоем, мы не знаем, где мы находимся, где север и юг. Включили электронный компас, посмотрели. Ага, сегодня дует западный ветер, значит, это хорошо. значит, рыба, скорее всего, будет клевать. 


И еще очень полезно, когда у нас навигатор постоянно пишет маршрут. То есть куда бы мы не пошли, у нас маршрут все время записывается. Функция непрерывной записи маршрута, как правило, на приборе закольцована и если вдруг память прибора переполняется, прибор сам выбрасывает из памяти старые участке пути и на их место пишет новые. То есть в течение дня у нас весь путь, где мы передвигались по водоему остается в записи приборов. Придя домой и выгрузив все данные из навигатора в компьютер, мы четко видим, на каком участке водоема мы ловили сегодня дольше всего и соответственно можем спланировать рыбалку на следующий день именно с учетом непрерывной записи нашего маршрута. 

Цветные экраны одних навигаторов отсвечивают на солнце, а других нет. Почему? 

При выборе навигатора очень полезно заранее поинтересоваться у продавца, имеет навигатор Led подсветку или не имеет. Что такое Led подсветка? Led подсветка - это специальная светодиодная подсветка, которая расположена с обратной стороны цветного экрана. Светодиоды когда горят, они увеличивают яркость экрана и в тот момент, когда рыболов используют навигатор в солнечный день, когда яркая освещенность, то навигатор с Led подсветкой очень и очень наглядно позволяет увидеть все, что происходит на экране. 

Те навигаторы, которые не имеют Led подсветки, они в условиях недостаточной видимости дают хорошую читаемость экрана. Но в тот момент, когда появляется солнце, по экрану практически ничего не видно. То есть очень часто можно встретить рыболов, которые вот так вот закрывают экран руками и смотрят, где они сейчас находятся. Это яркий пример того, что навигатор не имеет лед подсветки. И соответственно, те приборы, которые имеют Led подсветку, у них все показания экрана читаются даже в самый яркий солнечный день. Вроде бы мелочь, но на самом деле на рыбалке такие мелочи очень и очень сильно облегчают жизнь.

Минусом светодиодной подсветки является только излишне высокое энергопотребление. По этой причине увеличивать яркость экрана навигатора желательно лишь в те моменты, когда это действительно необходимо. 

Какой навигатор лучше использовать - кнопочный или сенсорный? 

Как правило, кнопочные навигаторы или навигаторы с джойстиками имеют сравнительно небольшой размер экрана. Это сделано потому, что просто негде будет размещать кнопки. За счет того, что экран незначительный, наглядность таких приборов не высока, но зато появляется возможность очень и очень эффективно и просто забивать точки, заранее найденные. Поэтому, если мы ловим рыбу зимой, если мы передвигаемся по лесу, то считаем, что самые удобный именно кнопочный навигатор. 


В противоположность кнопочному навигатору существуют навигаторы с сенсорным экраном. Сенсорный экран имеет значительные размеры, потому что на внешней стороне экрана не нужно размещать кнопки. Кроме того, большой размер экрана позволяет очень наглядно определять наше местоположение, потому что по большому экрану карта местности или карта глубин водоема читается более наглядно, чем по более мелкому экрану. Но сенсорный экран требует очень бережного отношения, потому что сенсорный экран, если уронить прибор, если на него сильно нажать, то он может легко выйти из строя. Зимой, в мороз, например, по сенсорному экрану отмечать точки ну, нам лично неудобно, потому что экран мерзнет. Есть вопросы.


К слову говоря, все навигаторы, которые предназначены для армии, имеют не сенсорные экраны, а кнопочное управление. Это о многом говорит. Еще 15 лет назад спутниковые навигаторы на рыбалке были чем-то нереальным и почти волшебным. Сейчас уже этими приборами никого не удивишь. Хочется только надеяться, что в ближайшее время все таки появятся навигаторы с точностью до сантиметра. Если военный разрешат, то это непременно случится, так как точность тех навигаторов, которыми мы с вами все пользуемся, к сожалению, специально программно занижена. 

До новых встреч. Пока.

0  

Возврат к списку

  • Комментарии (2)
Загрузка комментариев...