Форумы рыбаков

Страницы: 1
Ответить
Как подобрать винт для лодочного мотора?
 

Добрый день!

Встал вопрос перед выбором винта на мотор 5,8 лошадиных сил. Мотор китайский Гольфстрим. Если есть у кого-то такой опыт, поделитесь, пожалуйста. Буду очень признателен.

 

Всем привет.

Сегодня хочу рассказать про винты. Расскажу про то, чем винты могут между собой отличаться и как правильно подобрать винт под свой мотор, под свой комплект лодка + мотор. Постараюсь сделать это по возможности кратко и в тоже время подробно.

Прежде всего, винт - это именно та деталь в моторе, которая сообщает лодке поступательное движение. В большинстве случаев используются шлицевая посадка винта на гребной вал. Винты разных производителей могут иметь разное количество шлицов. На примерку у винта Suzuki 15 сил - 10 шлицов, а у винта Mercury той же мощности - 8.


Также винты могут отличаться диаметром ступицы. К примеру, редуктор Suzuki больше, чем редуктор Mercury. На гребном валу винт фиксируется гайкой и контрится шплинтом.


В большинстве современных моторов используется выхлоп через ступицу винта. Это более эффективно. Такой винт имеет дефлектор для создания области разрежения, чтобы понизить давление на выхлопе, а следовательно, и увеличить мощность мотора в целом.


Чтобы защитить редуктор от повреждений при ударе винта о грунт, используется резиновая втулка демпфер. Технически можно перепресовать втулку с одного винта на другой, если совпадает диаметр посадки. Но лучше использовать оригинальные винты.


Иногда производители винтов делают втулку съемной, чтобы была возможность один и тот же винт устанавливать на разные моторы. На картинке винт со съемной втулкой для моторов Mercury.


Еще в основном на моторах небольшой мощности используется посадка винта на шпонке. Для этого на втулке винта есть специальные пазы. В случае удара винта о препятствие, шпонка срезается, защищая шестерни и вал редуктора.


В таких моторах выхлоп осуществляется через отдельное отверстие под анти - квитанционной плитой. Это не так эффективно, чем выхлоп через винт, но тоже работает.


В большинстве подвесных моторов используются 2, 3 и 4 лопастные винты. Двухлопастные винты редко встречаются, в основном на маломощных моторах.


А вот 3 и 4 лопастные винты применяется повсеместно, поэтому их и рассмотрим. Трехлопастной винт обеспечивает наибольшую скорость лодки, при этом будет хорошо работать как на минимальных, так и на максимальных скоростях, сохраняя высокий КПД и низкий уровень вибрации.


Четырех лопастной винт имеет смысл приобретать, если нужен хороший упор на старте, например, при буксировке лыжника или различных аттракционов. Также уровень вибрации на таком винте ниже. Особенно это заметно на мощных моторах. Многие также отмечают более плавный ход на 4 лопастных винтах.


При прочих равных с увеличением скорости эффективность четырех лопастного винта будет снижаться, а у трехлопастного, наоборот, увеличиваться.


А теперь сравним винт алюминиевый и из нержавеющей стали. Основное преимущество стальных винтов - это возможность сделать лопасти более тонкими. Если сравнить толщину лопасти стального и алюминиевого винта для однотипных моторов, то нетрудно увидеть, что стальные лопасти почти втрое тоньше алюминий. А это значит, что у стального винта меньше потери на трение и выше эффективность в целом.


Поэтому стальные винты широко применяются на скоростных лодках и катерах там, где требуется максимальная скорость и эффективность.

Плоскость лопастей скоростных винтов имеет ощутимый наклон для того, чтобы уменьшить сопротивление набегающему потоку воды, то есть немного уменьшить диаметр, но при этом сохранить площадь лопастей, а следовательно, и хороший упор.


И конечно, сталь гораздо лучше, чем алюминий, противостоит квитанционному и обыкновенному в механическому разрушению. Однако необходимо понимать, что при жестком контакте с грунтом стальные винты также гнуться и разрушаются, но при этом еще передавая на шестерни редуктора гораздо более мощные ударные нагрузки. Поэтому со сталью нужно быть вдвойне бдительней на мелкой воде.


Помимо количества лопастей и материала изготовления, есть ещё один очень важный параметр, по которому производится подбор винта - это его диаметр и шаг. Диаметр винта - это диаметр окружности, которую образуют кончики его лопастей при вращение.


Шаг винта - это расстояние, которое пройдет винт за один оборот в плотной среде. Чем больше шаг, тем это расстояние больше.


Диаметр и шаг винта производители указывают либо на ступице, либо на какой-нибудь лопасти. Единых стандартов нет. Также все это дублируется на упаковке. Например, этот винт производителя BaekSan для мотора Yamaha 15, диаметр 9 целых, одна четвертая дюйма, шаг 9 дюймов.


У винтов Solos может быть другой код, но основные значения также указывают: винт Yamaha 8 три лопасти, диаметр 8, 5 дюйма, Shag 7 дюймов, правое вращение.


Винты с большим шагом называются скоростными, а винты с меньшим шагом - грузовыми, и этот момент всегда нужно учитывать при покупке нового основного либо дополнительного винта.


Шаг винта - это вроде резьбы, например, саморез с крупной резьбой быстрее вворачивается, но и крутить его становится тоже трудней. Поэтому установка скоростного винта не всегда дает прирост скорости, а иногда и наоборот.

То же самое можно сказать и про диаметр. Чем он больше, тем лучше упор винта. С помощью большого диаметра можно увеличить тяговые свойства мотора, но проиграть в скорости - это как переобуть машину большие колеса - проходимость увеличится, но потянет ли мотор такие катки - вот в чем вопрос. Ведь на воде нет возможности включить пониженную передачу. Поэтому для подбора оптимального винта нужен тахометр, чтобы понять, насколько раскручивается мотор под тем или иным группам.

Например, на винте 9 шага лодка идет 29 километров в час при оборотах мотора 5400.


Меняем винт на шаг больше - скорость немного выросла, а обороты мотора упали.


Ставим еще более скоростной винт и видим, что на таком тяжелом винте мотор уже не может нормально раскрутиться, поэтому его мощность падает и как в следствие, скорость тоже.


Я искренне надеюсь, что этот пост поможет вам разобраться со всем этим огромным ассортиментом винтов, которое встречается в водно - моторных магазинах.

Однако от себя хочу добавить, что универсальных решений не существует и то, что хорошо работает на одном комплекте, может плохо работать на другом. Поэтому самый лучший способ подобрать оптимальный винт - это его протестировать. И тахометр, конечно, вам в помощь.

Если есть возможность позаимствовать интересующий винт у ваших знакомых, может быть на лодочной станции, у кого то есть, это самый лучший вариант, и вы тогда будете точно знать, какой винт оптимально подойдет к вашему мотору. Если такой возможности нет, тогда методом проб и ошибок.

Всем вам семь футов под килем! Пока.

 
Никогда бы ни подумал, что винт столь существенно влияет на показатели. Я как мотор купил, так и хожу на стандартом, ничего не менял, сейчас вот думаю, стоит озаботиться этим вопросом.
 
Перейти к сообщению
Никогда бы ни подумал, что винт столь существенно влияет на показатели. Я как мотор купил, так и хожу на стандартом, ничего не менял, сейчас вот думаю, стоит озаботиться этим вопросом.
Да ладно вам, очевидно же, главное подобрать такой винт, чтобы в плане мощности для мотора еще нормально было. Думаю вас в любом магазине нормально проконсультируют, если попросить.
Страницы: 1
Ответить
Форма ответов
Текст сообщения*
Загрузить картинки